Содержание
Есть в 60-ти километрах от Москвы уголок земли, в котором родился удивительный народный промысел, получивший известность во всём мире. Этот промысел по имени местности называется Гжель.
Знаменитый гжельский фарфор, выполненный в сине-белой цветовой гамме, узнаваем. Подобно морозному узору на стёклах, расписаны синими розами с множеством оттенков гжельские вазы и блюда, сувениры и статуэтки, часы и предметы интерьера. Говорят, что на изделиях гжели насчитывается около 30-ти оттенков синего и голубого цвета.
Изделия Гжели сочетают в себе, как утилитарные, так и эстетические функции. В своих произведениях гжельские мастера творят весёлый и добрый мир и напоминают нам, что мир этот прекрасен.
О создании керамики в Яснополянском музее-усадьбе Л.Н. Толстого читайте в статье: Филиппок, птица Сирин и ангобная роспись
Заниматься гончарным ремеслом жителей этой местности подтолкнула сама природа. Почва Гжели была не такой плодородной, зато богатой залежами белой глины. Летопись гласит, что на территории Гжели (куда помимо деревеньки Гжели входило около 30 окрестных деревень) крестьяне издавна жгли глину и изготавливали простую («чёрную») глиняную посуду. В конце XVII века местное население изготавливало уже поливную и муравлёную (покрытую зелёной или коричневой глазурью) керамику. Почти в каждой избе расписывали домашнюю утварь и игрушки.
В конце XVII – начале XVIII века в Россию стали завозить китайскую, иранскую, итальянскую, литовскую майоликовую посуду. И гжельцам пришлось перестраивать свою работу. Во второй половине XVIII века роспись яркими разноцветными красками по белой эмали – майолика — получила широкое распространение в гжельской волости.
Но к концу века вновь пришлось соревноваться с иноземным товаром – английским фаянсом, который отличался белизной, прочностью и изяществом. Долго бились местные умельцы над получением белого черепка (керамической массы), пока не добавили к местной глине известь и не создали полуфаянс. На смену многоцветному рисунку пришла подглазурная роспись кобальтом, которая отличалась живописностью и тональным разнообразием. 30-е – 40-е годы XIX века – период расцвета гжельского фаянсового производства. Искусство гжельских мастеров в ту пору достигло таких высот, что слава о нём шла во все концы света.
Однако к концу XIX века все народные промыслы переживали жесточайший кризис, та же участь постигла и Гжель. К началу XX столетия тонкости гжельской художественной росписи были фактически утрачены, исчезли и ценные технологии.
Первые попытки возродить Гжель из небытия были предприняты молодой советской властью. В годы нэпа здесь действовали 6 государственных и более 30 частных керамических заводов.
В 1934 году открывается завод «Всехудожник», его художественным руководителем становится учёный-керамист Александр Борисович Салтыков. Он решил вспомнить опыт прошлого и вооружить им современных художников. Была разработана специальная программа возрождения промысла. Неоценимая роль в осуществлении этой программы принадлежит Наталье Ивановне Бессарабовой, художнику лаборатории Научно-исследовательского института художественной промышленности. Наталья Ивановна не только восстановила утраченное, но подняла промысел на качественно новый уровень. Она взяла за основу подглазурную роспись кобальтом, которая широко использовалась в Гжели конца XVIII века.
Современные гжельские художники целиком и полностью придерживаются возрождённой Бессарабовой художественной манеры.
Читайте также: Жостовский поднос: из прошлого в будущее
Сначала художник готовит эскиз росписи и гипсовую модель формы. После того как изделие утверждается художественным советом, форму изделия отливают в литейном цехе. По специальным шлангам в формы наливается жидкая фарфоровая масса – шликер. Затем оправщица придаёт полуфабрикатам гладкую идеальную поверхность. Следующий этап — первый обжиг в горне при температуре 900°. После этого – фуксиновый контроль. Изделие обмакивают в специальную жидкость розового цвета, что позволяет выявить самые мельчайшие трещинки. Если будет обнаружена хоть одна трещинка, полуфабрикат выбраковывается.
И, наконец, самая ответственная и сложная часть работы – это роспись.
Существуют два основных способа нанесения мазка: роспись одной кистью и «мазок с тенями».
При росписи одной кистью на кисть набирается краска, по мере её использования цвет постепенно ослабевает, первые мазки получаются самыми тёмными, последующие всё светлее, пока не сольются с белым фоном. Когда краска закончится, её снова набирают в кисть. Подобный приём придаёт росписи мягкость, плавность, богатство тональных оттенков.
Второй вид росписи – «мазок с тенями» — обладает ещё большим тональным диапазоном. Художник набирает краску на беличью кисточку круговым движением. Затем так же, по кругу, наносит её на черепок. С краю, где ворсинки гуще, появляется самый тёмный цвет. На середине кисточки ворсинок меньше, и краска ложится мягче и легче. А самый крайний кончик кисточки даёт почти неразличимый след.
Завершают изображения второстепенные элементы росписи – тонкие изящные усики, спиральки, сеточки, точки, росчерки.
Роспись кобальтом до обжига имеет градации от чёрного до светло-серого и лишь после второго обжига чёрный кобальт меняет свой цвет на синий и голубой. Но прежде, чем обжигать изделия, их окунают в глазурь – смесь фарфоровой массы, воды и стекла.
Последний этап – второй обжиг в печи при температуре 1350°.
И вот радостный момент — из печи на вагонетке выезжают расписанные всеми оттенкам синего и голубого на белоснежном фоне готовые изделия.
Гжель пережила непростую историю. Были в ней как взлёты, так и падения. Не всё просто для Гжели и в нынешней ситуации. Рыночная экономика побуждает к поиску и расширению ассортимента. Кроме того, рынок наводняет контрафактная продукция – подделки под гжель. Суррогаты, помимо всего, формируют в обществе дурной вкус. Но, несмотря на все трудности, промысел живёт и радует людей.
Гжель – это окно в сказочный мир красоты, добра и совершенства. В этом мире нет ни страхов, ни вражды. Чтобы жить в нём, надо самому стать немного лучше и чище. В этом, наверное, и главный смысл гжельского искусства, оно учит: стань лучше, и мир вокруг изменится.
О возрождении традиции изготовления берестяных изделий можно прочитать в статье Прокопьевская береста
Читайте также: Федоскинская лаковая миниатюра: мир сказки и красоты
Читайте также: Дулёвский фарфор — искусство народное
Предлагаю вниманию мастеров, создающих реалистичные цветы, ботанический разбор снежноягодника. Он проведен на примере нескольких веточек…
Сегодня мы проведем ботанический разбор колокольчика садового. Существует огромное множество видов колокольчиков. Рост нашего колокольчика…
Ботанический разбор цветов яблони мы проведем на примере небольших яблоневых веточек. Яблони цветут весной, украшая…
История промысла Плетение на коклюшках пришло на русскую землю из Европы. В XVI веке ажурные…
Городецкая роспись по дереву принадлежит к знаменитым народным художественным промыслам России. Родиной промысла является город…
Пирожки с картошкой и грибами мы будем печь в духовке. Ингредиенты для теста: Мука пшеничная 5…