Народные традиции

Масленица: как её праздновали древние славяне?

Масленица – один из самых древних праздников, пришедший к нам из глубины столетий. Сегодня Масленица ассоциируется с проводом русской зимы, народными гуляниями, а также непременным масленичным блюдом – блинами.

Как известно, празднование Масленицы привязано к Православной Пасхе. Чтобы посчитать начало масленичной недели, нужно вычесть от даты Пасхи 48 дней Великого поста и 7 дней самой Масленицы.

Однако в дохристианский период восточные славяне праздновали Масленицу по солнечному календарю — в день весеннего равноденствия. В этот день – 21 марта – день становится равен ночи. С глубокой древности славяне, как и многие другие народы, считали  день весеннего равноденствия началом Нового года и встречали его празднованием Масляницы.

Борис Кустодиев. Масленица. 1919.

Какова изначальная суть Масленицы?

Как же Масленицу праздновали наши далёкие предки, и какой смысл они вкладывали в этот праздник? В поисках ответа на этот вопрос Валерий Байдин, доктор славянской филологии, обратился к древним обрядам и глубинной  «культурной памяти» русского языка.

В своей статье «Масленица: начало Творения» В. Байдин пишет: «Свидетельства, записанные в первые десятилетия XIX века И. Сахаровым и другими этнографами, говорят  о том, что Масленицу начинали ночные женские таинства. Самые уважаемые женщины села собирались вместе для доения молока от особых, заранее отобранных коров. Из него, непременно у реки, колодца или озера, при свете месяца тайком готовили опару для блинов» [1].

Молоко сливали в большую деревянную лохань и деревянной лопаткой начинали пáхтать  его до появления маслянистой пены. Полученные сливки выливали в ступу (узкую деревянную кадь) и сбивали масло с помощью длинного песта. Так в древней мистерии воспроизводилось рождение Нового мира, священное молоко в таинстве представляло первозданную материю, а масло – новорождённый молодой мир.

Под утро женщины готовили тесто и весь день пекли блины. Блины хорошо промасливали, складывали в стопу и поливали сметаной. Археологи во время раскопок поселений восточных славян IX – X веков нашли глиняные сковороды с зубчатыми краями и прочерченным ещё по сырой глине косым крестом – знаком  солнца. Они предполагают, что на таких сковородах и выпекались масленичные блины [2].

Утром, когда обрядовая пища была готова, жрец-мужчина мазал священным маслом головы людям и скоту, нанося обережный косой крест  маслом на лбу или темени. Знак креста, нанесённый священным маслом, оберегал в течение года от воздействия злых сил.

После помазания все собирались на общинный мирской пир. Жрец-ведун приступал к сказанию «о начале начал». «Всё сущее произошло от священных истоков. Душа родилась от небесного света, плоть возникла от звёздно-молочной реки, стекающей на Гору Мира и с её вершины наполняющей и оплодотворяющей землю» [3].

Образ Горы на праздничном столе олицетворяли собой стопа блинов, сырная горка и печёные колоба. Все масленичные угощения создавались женщинами из «первовещества мира», увлажнялись маслом и сметаной подобно молочной реке, стекающей с небес.

Борис Кустодиев. Масленица. 1920.

Первые куски блюд предназначались божествам – Сварогу (Верховному Богу славян) и сварожичам. Затем старейшина раздавал священные кушанья всем присутствующим. Таким образом, все сидящие за пиршественным столом становились участниками священного действа сотворения Нового мира. Они вкушали пищу, которая давала обновление и очищение, возрождала к новой жизни.

Первый блин – комом?

Непременной частью Масленицы было почитание душ умерших предков. В первый и последний день Масленицы (праздновали её девять дней) люди приходили на поминальную горку, приносили блины с творогом и сыром, поливали горку растопленным маслом.

Известная ныне поговорка «Первый блин —  комом» изначально звучала как «Первый блин – кумам». Кумами называли духов предков – покровителей родовой общины. Согласно древнему обряду первый жертвенный блин подносили к слуховому оконцу или клали на печную вьюшку.

Пётр Грузинский. Масленица. 1889.

Гостья — Масленица

После мирского пира плетёное соломенное изваяние Масленицы, облачённое в белые одежды, привозили на поминальную горку. Там её встречали, словно Гостью, хлебом-солью и пели приветственные песни:

«Масленица годовая.

Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит,

Всё на конях приезжает».

Лишь затем начинались всеобщие гуляния, забавы детей и молодёжи. Долгожданной весне жгли приветственные костры, возили на санях горящее колесо. Катанием с горок и круговой ездой на лошадях стремились ускорить вращение солнца, привлечь к земле его тепло.

 «С горы скатились —  с весной воротились».

В дни Масленицы, символизирующей собой рождение нового цикла, чтили детей и молодёжь. Молодожёны ходили по домам, там их окропляли молоком, умащивали маслом, одаривали блинами и кравайцами.

В дни весеннего равноденствия молодые начинали играть в «горелки». Эти игрища, посвящающие молодёжь в брачный возраст, продолжались всю весну. Завершались они во время празднования Купалы-Креса, которое приходилось на день летнего солнцестояния.

Девять дней священная Гостья-Масленица находилась среди людей. На девятый день в полдень вокруг неё зажигали поминальный костёр, бросали в него блины с молитвами и пели:

«Гори блины! Гори Масленица!»

В высоком жертвенном пламени костра сгорала Масленица, вознося к Сварогу и духам предков прошения и моления людей о благодатной жизни.

Семён Кожин. Проводы зимы. Россия XVII век. 2001.

***

После Крещения Руси изначальный смысл Масленицы постепенно был забыт. Но народная память многие века хранит традицию Масленицы как одного из самых ярких, весёлых и жизнеутверждающих праздников.

Статья Валерия Байдина «Масленица: начало Творения» возвращает нам понимание красоты, глубокой образности и смысла древнего таинства Масленицы.

Борис Кустодиев. Масленица. 1920.

Примечания:

1. Валерий Байдин. Масленица: начало Творения // Журнал «Культура и время» № 3 /4  — 2015, С. 134. М., Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2. Там же, С. 139

3. Там же, С. 140

Читайте также: Почему пекут блины на масленицу и как испечь блинчики на молоке?

Natalya

View Comments

  • Люблю этот праздник. С интересом прочитала историю Масленицы. Для меня это в первую очередь семейный, объединяющий людей праздник)

    • Конечно, Ирина, суть традиций в том и состоит, чтобы объединять людей.

  • Статью прочитала с большим интересом. Впервые узнала об исходной трактовке всем известной поговорки "Первый блин комом". Действительно нужно помнить и чтить свои корни.

    • Надежда, да, в древности у наших предков-славян была своеобразная культура и космогонические знания, которые позднее были утрачены. Люди жили в гармонии с природой и её циклами. Возможно, мы тоже вернёмся к этому уже на новом витке развития.

Recent Posts

Ботанический разбор снежноягодника

Предлагаю вниманию мастеров, создающих реалистичные цветы, ботанический разбор снежноягодника. Он проведен на примере нескольких веточек…

2 месяца ago

Ботанический разбор колокольчика садового

Сегодня мы проведем ботанический разбор колокольчика садового. Существует огромное множество видов колокольчиков. Рост нашего  колокольчика…

4 месяца ago

Ботанический разбор цветов яблони

Ботанический разбор цветов яблони мы проведем на примере небольших яблоневых веточек. Яблони цветут весной, украшая…

6 месяцев ago

Плетение на коклюшках: кружевная история России

История промысла Плетение на коклюшках пришло на русскую землю из Европы. В XVI веке  ажурные…

12 месяцев ago

Городецкая роспись: волшебный мир радости и гармонии

Городецкая роспись по дереву принадлежит к знаменитым народным художественным промыслам России. Родиной промысла является город…

1 год ago

Пирожки с картошкой и грибами

Пирожки с картошкой и грибами мы будем печь в духовке. Ингредиенты для теста: Мука пшеничная  5…

2 года ago