Масленица – один из самых древних праздников, пришедший к нам из глубины столетий. Сегодня Масленица ассоциируется с проводом русской зимы, народными гуляниями, а также непременным масленичным блюдом – блинами.
Как известно, празднование Масленицы привязано к Православной Пасхе. Чтобы посчитать начало масленичной недели, нужно вычесть от даты Пасхи 48 дней Великого поста и 7 дней самой Масленицы.
Однако в дохристианский период восточные славяне праздновали Масленицу по солнечному календарю — в день весеннего равноденствия. В этот день – 21 марта – день становится равен ночи. С глубокой древности славяне, как и многие другие народы, считали день весеннего равноденствия началом Нового года и встречали его празднованием Масляницы.
Содержание
Как же Масленицу праздновали наши далёкие предки, и какой смысл они вкладывали в этот праздник? В поисках ответа на этот вопрос Валерий Байдин, доктор славянской филологии, обратился к древним обрядам и глубинной «культурной памяти» русского языка.
В своей статье «Масленица: начало Творения» В. Байдин пишет: «Свидетельства, записанные в первые десятилетия XIX века И. Сахаровым и другими этнографами, говорят о том, что Масленицу начинали ночные женские таинства. Самые уважаемые женщины села собирались вместе для доения молока от особых, заранее отобранных коров. Из него, непременно у реки, колодца или озера, при свете месяца тайком готовили опару для блинов» [1].
Молоко сливали в большую деревянную лохань и деревянной лопаткой начинали пáхтать его до появления маслянистой пены. Полученные сливки выливали в ступу (узкую деревянную кадь) и сбивали масло с помощью длинного песта. Так в древней мистерии воспроизводилось рождение Нового мира, священное молоко в таинстве представляло первозданную материю, а масло – новорождённый молодой мир.
Под утро женщины готовили тесто и весь день пекли блины. Блины хорошо промасливали, складывали в стопу и поливали сметаной. Археологи во время раскопок поселений восточных славян IX – X веков нашли глиняные сковороды с зубчатыми краями и прочерченным ещё по сырой глине косым крестом – знаком солнца. Они предполагают, что на таких сковородах и выпекались масленичные блины [2].
Утром, когда обрядовая пища была готова, жрец-мужчина мазал священным маслом головы людям и скоту, нанося обережный косой крест маслом на лбу или темени. Знак креста, нанесённый священным маслом, оберегал в течение года от воздействия злых сил.
После помазания все собирались на общинный мирской пир. Жрец-ведун приступал к сказанию «о начале начал». «Всё сущее произошло от священных истоков. Душа родилась от небесного света, плоть возникла от звёздно-молочной реки, стекающей на Гору Мира и с её вершины наполняющей и оплодотворяющей землю» [3].
Образ Горы на праздничном столе олицетворяли собой стопа блинов, сырная горка и печёные колоба. Все масленичные угощения создавались женщинами из «первовещества мира», увлажнялись маслом и сметаной подобно молочной реке, стекающей с небес.
Первые куски блюд предназначались божествам – Сварогу (Верховному Богу славян) и сварожичам. Затем старейшина раздавал священные кушанья всем присутствующим. Таким образом, все сидящие за пиршественным столом становились участниками священного действа сотворения Нового мира. Они вкушали пищу, которая давала обновление и очищение, возрождала к новой жизни.
Непременной частью Масленицы было почитание душ умерших предков. В первый и последний день Масленицы (праздновали её девять дней) люди приходили на поминальную горку, приносили блины с творогом и сыром, поливали горку растопленным маслом.
Известная ныне поговорка «Первый блин — комом» изначально звучала как «Первый блин – кумам». Кумами называли духов предков – покровителей родовой общины. Согласно древнему обряду первый жертвенный блин подносили к слуховому оконцу или клали на печную вьюшку.
После мирского пира плетёное соломенное изваяние Масленицы, облачённое в белые одежды, привозили на поминальную горку. Там её встречали, словно Гостью, хлебом-солью и пели приветственные песни:
«Масленица годовая.
Гостья наша дорогая!
Она пешей к нам не ходит,
Всё на конях приезжает».
Лишь затем начинались всеобщие гуляния, забавы детей и молодёжи. Долгожданной весне жгли приветственные костры, возили на санях горящее колесо. Катанием с горок и круговой ездой на лошадях стремились ускорить вращение солнца, привлечь к земле его тепло.
«С горы скатились — с весной воротились».
В дни Масленицы, символизирующей собой рождение нового цикла, чтили детей и молодёжь. Молодожёны ходили по домам, там их окропляли молоком, умащивали маслом, одаривали блинами и кравайцами.
В дни весеннего равноденствия молодые начинали играть в «горелки». Эти игрища, посвящающие молодёжь в брачный возраст, продолжались всю весну. Завершались они во время празднования Купалы-Креса, которое приходилось на день летнего солнцестояния.
Девять дней священная Гостья-Масленица находилась среди людей. На девятый день в полдень вокруг неё зажигали поминальный костёр, бросали в него блины с молитвами и пели:
«Гори блины! Гори Масленица!»
В высоком жертвенном пламени костра сгорала Масленица, вознося к Сварогу и духам предков прошения и моления людей о благодатной жизни.
***
После Крещения Руси изначальный смысл Масленицы постепенно был забыт. Но народная память многие века хранит традицию Масленицы как одного из самых ярких, весёлых и жизнеутверждающих праздников.
Статья Валерия Байдина «Масленица: начало Творения» возвращает нам понимание красоты, глубокой образности и смысла древнего таинства Масленицы.
Примечания:
1. Валерий Байдин. Масленица: начало Творения // Журнал «Культура и время» № 3 /4 — 2015, С. 134. М., Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха
2. Там же, С. 139
3. Там же, С. 140
Читайте также: Почему пекут блины на масленицу и как испечь блинчики на молоке?
Предлагаю вниманию мастеров, создающих реалистичные цветы, ботанический разбор снежноягодника. Он проведен на примере нескольких веточек…
Сегодня мы проведем ботанический разбор колокольчика садового. Существует огромное множество видов колокольчиков. Рост нашего колокольчика…
Ботанический разбор цветов яблони мы проведем на примере небольших яблоневых веточек. Яблони цветут весной, украшая…
История промысла Плетение на коклюшках пришло на русскую землю из Европы. В XVI веке ажурные…
Городецкая роспись по дереву принадлежит к знаменитым народным художественным промыслам России. Родиной промысла является город…
Пирожки с картошкой и грибами мы будем печь в духовке. Ингредиенты для теста: Мука пшеничная 5…
View Comments
Люблю этот праздник. С интересом прочитала историю Масленицы. Для меня это в первую очередь семейный, объединяющий людей праздник)
Конечно, Ирина, суть традиций в том и состоит, чтобы объединять людей.
Статью прочитала с большим интересом. Впервые узнала об исходной трактовке всем известной поговорки "Первый блин комом". Действительно нужно помнить и чтить свои корни.
Надежда, да, в древности у наших предков-славян была своеобразная культура и космогонические знания, которые позднее были утрачены. Люди жили в гармонии с природой и её циклами. Возможно, мы тоже вернёмся к этому уже на новом витке развития.