С давних времён в патриархальном русском обществе женщина была лишена тех прав, которыми обладали мужчины. Уделом женщины было ведение домашнего хозяйства и беспрекословное подчинение мужу. «… жёны мужей своих воспрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всём покоряться мужу» (Домострой). Однако подобные отношения на Руси между мужским и женским началами были не всегда. В дохристианский период вплоть до позднего Средневековья женщина в Древней Руси была уважаема и равна в своих правах с мужчиной.
Содержание
Восстановить историю тогдашнего периода позволяют археологические раскопки, памятники этнографии и, особенно, данные языкознания. Так, писатель, культуролог и искусствовед Валерий Байдин, обращаясь к истокам происхождения слова «женщина», обращает внимание на то, что корень «жен» родственен латинскому «geno» — «порождать». Потому женщина на Руси почиталась как продолжательница рода. Также ей отводилась роль берегини и хранительницы, связанной со многими «воскресительными» обрядами.
«Крес, краса, кресèние, воскресение – слова одного корня и, главное, одного смысла», — пишет Валерий Байдин [1].
То, что мы воспринимаем как украшение одежды древних славян, являлось прежде всего оберегом. Женщины вышивали косым крестом обереги по краю одежды – по вороту, запястью, подолу — от «сглаза» и воздействия злых духов.
Крестообразный орнамент славяне унаследовали от индоевропейцев. Так, крес или крест имел глубокое значение и знаменовал собой воскресение и освящение жизни.
В виде креса – креста плели лапти, завязывали онучи, плели косы, пеленали младенцев. В Древней Руси крестом покрывали посуду, прялки, детские колыбели, корзины, короба.
Во время обряда Купалы-Креса, который проводился в день летнего солнцестояния, молодые люди парами водили хоровод вокруг костра, взявшись крестообразно за руки. Это действие знаменовало собой всенародное «обручение» и будущий нерасторжимый союз. Женщинам в проведении таинства Купалы-Креса, главного воскресительного обряда, отводилась ведущая роль. Это свидетельствует о глубоком почитании женщины в древнерусском обществе.
Безусловно, в Древней Руси весь строй жизни определялся отношениями мужского и женского «чина» — муж-чин и жен(щ)-чин.
Жениха и невесту называли суженными, т.е. сведёнными судьбой. В браке женщина становилась замужней, су-пругой — со-пряжённой, соединённой с мужем.
Женщина – рождающая становилась матью – имеющей детей (от слова и-мати – «иметь»).
Муж называл жену любой (любимой), другиней (подругой), ладой (по имени богини Лады, олицетворявшей собой лад, гармонию). Таким образом, язык позволяет понять, что женщина в Древней Руси была любима, почитаема и равна с мужем.
Также в те времена стыдливость и целомудрие были нормами жизни. «По-зором» считалось снять на людях какую-либо часть одежды, увидеть обнажённое тело. «Из-девательством» над человеком являлось его публичное раздевание. «Из-голяться» первоначально означало показывать голое тело.
Женская одежда была простой по крою и мало чем отличалась от мужской. Только женская роба – рубаха была сшита из холста по-тоньше и узор был на ней изящнее и богаче.
Замужняя женщина не должна была показывать волосы и носила головной убор. Самый простой и древний вид женского головного убора «покров» — кусок ткани, закрывавший волоса и спускавшийся на плечи, спину и грудь. Позже появились такие разновидности, как плат, начельник с кичкой, сорока, кокошник и другие. Украшения в виде серёг, височных колец, свисавшей на лоб ряски из ниток жемчуга служили оберегами, привлекавшими своим блеском светлые силы и отпугивающими злых духов.
Также оберегами считались опоясывающие элементы, такие как пояса, венцы, налобные повязки, височные кольца, ожерелья, наручни и перстни.
Найденные при проведении археологических раскопок остатки одежды и женские украшения, их изящество и красота позволяют увидеть, что женщина в Древней Руси обладала высокохудожественным вкусом и являлась носительницей понятия красоты.
Безусловно, женщина в Древней Руси была большой труженицей. Детей уходить, обед сварить, за скотом присмотреть, огород посадить, полотно соткать – эти и другие обязанности лежали на женщине. Особенно напряжёнными были весенняя и осенняя страда. Недаром «страдание» произошло от слова страда. Но и самый тяжёлый труд древнерусская женщина умела превратить в праздник.
«Вся община на жатву надевала лучшие наряды, женщины варили для всех «мирское пиво», песня и труд не прерывались, пока не был убран весь урожай:
Жали мы, жали
Жали, пожинали.
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Постать широкая <…>» [2].
В качестве оберега будущего урожая на поле оставляли последний пучок колосьев и закручивали его в бородку.
Закончив работу, женщины катались по полю для восстановления сил и приговаривали:
Жнивка, жнивка,
Возьми себе колос
Отдай мне силы!
А возвращаясь с поля после уборки урожая, жнеи пели славильную молитву:
Слава тебе, Боже <…>,
Что в поле пригоже!
В поле копнами,
На гумне стогами <…>
В клети закромами <…>
В печи пирогами!
Так женщина в Древней Руси была носительницей народной поэзии. Древние сказания и колыбельные песни, былины и пословицы, плачи и заговоры сохранялись женщинами в веках и передавались от матери к дочери.
Своё предназначение славянская женщина видела в молитве за мужа, за детей, за весь свой род. Молитва не останавливалась ни перед какими преградами, была сильнее зла всего мира. В помощь молитве призывались все стихии мира: свет, огонь, вода, земля, растения, звери и птицы.
В древнерусском литературном памятнике «Слово о полку Игореве» Ярославна плачет на забрале в Путивле, обращаясь к ветру, солнцу и реке Днепр как к живым существам.
Молитвенное слово всегда было подкреплено «властью»: «Заговариваю я своего ненаглядного дитятку над свежею водою, над платом венчальным, над свечою обручальною <…> а будь, моё дитятко, моим словом крепким – в ночи и в полуночи, в пути и в дороженьке, во сне и наяву – укрыт от силы вражия, от нечистых духов, сбережён от горя, от беды, сохранён на воде от потопления, укрыт в огне от сгорания.
А будь моё слово сильнее воды, выше горы, тяжелее золота, крепче горючего камня Алатыря, могучее богатыря <…>
Сохранившиеся до нашего времени плачи и заговоры были ничем иным как молитвой древнерусской женщины, руководимой любовью к близким. К молитве женщина относилась как к духовной брани, битве с силами зла.
***
Своё высокое семейное и общественное положение женщина сохраняла до позднего Средневековья. Она самостоятельно вела торговлю, не уступала мужу в грамотности и даже посылала ему берестяные записки с «наказами». Найденные на северо-западе Руси берестяные грамоты говорят о грамотности многих горожанок XI-XIII веков.
История сохранила для нас имена киевской великой княгини Ольги и новгородской посадницы Марфы Борецкой, Авдотьи-рязаночки, сражавшейся с врагами, и дочери Ярослава Мудрого – Анны, ставшей французской королевой.
Таким образом, женщина являлась носительницей и главной хранительницей древнерусской культуры, которая послужила крепким фундаментом для будущего развития всех видов искусства: поэзии, литературы, музыки, живописи, танца и др.
Читайте также: Обрядовые куклы-обереги в истории славян
Примечание:
Предлагаю вниманию мастеров, создающих реалистичные цветы, ботанический разбор снежноягодника. Он проведен на примере нескольких веточек…
Сегодня мы проведем ботанический разбор колокольчика садового. Существует огромное множество видов колокольчиков. Рост нашего колокольчика…
Ботанический разбор цветов яблони мы проведем на примере небольших яблоневых веточек. Яблони цветут весной, украшая…
История промысла Плетение на коклюшках пришло на русскую землю из Европы. В XVI веке ажурные…
Городецкая роспись по дереву принадлежит к знаменитым народным художественным промыслам России. Родиной промысла является город…
Пирожки с картошкой и грибами мы будем печь в духовке. Ингредиенты для теста: Мука пшеничная 5…