С давних времён в патриархальном русском обществе женщина была лишена тех прав, которыми обладали мужчины. Уделом женщины было ведение домашнего хозяйства и беспрекословное подчинение мужу. «… жёны мужей своих воспрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всём покоряться мужу» (Домострой). Однако подобные отношения на Руси между мужским и женским началами были не всегда. В дохристианский период вплоть до позднего Средневековья женщина в Древней Руси была уважаема и равна в своих правах с мужчиной.
Содержание
Древнерусская женщина – хранительница рода
Восстановить историю тогдашнего периода позволяют археологические раскопки, памятники этнографии и, особенно, данные языкознания. Так, писатель, культуролог и искусствовед Валерий Байдин, обращаясь к истокам происхождения слова «женщина», обращает внимание на то, что корень «жен» родственен латинскому «geno» — «порождать». Потому женщина на Руси почиталась как продолжательница рода. Также ей отводилась роль берегини и хранительницы, связанной со многими «воскресительными» обрядами.
«Крес, краса, кресèние, воскресение – слова одного корня и, главное, одного смысла», — пишет Валерий Байдин [1].
То, что мы воспринимаем как украшение одежды древних славян, являлось прежде всего оберегом. Женщины вышивали косым крестом обереги по краю одежды – по вороту, запястью, подолу — от «сглаза» и воздействия злых духов.
Крестообразный орнамент славяне унаследовали от индоевропейцев. Так, крес или крест имел глубокое значение и знаменовал собой воскресение и освящение жизни.
В виде креса – креста плели лапти, завязывали онучи, плели косы, пеленали младенцев. В Древней Руси крестом покрывали посуду, прялки, детские колыбели, корзины, короба.
Во время обряда Купалы-Креса, который проводился в день летнего солнцестояния, молодые люди парами водили хоровод вокруг костра, взявшись крестообразно за руки. Это действие знаменовало собой всенародное «обручение» и будущий нерасторжимый союз. Женщинам в проведении таинства Купалы-Креса, главного воскресительного обряда, отводилась ведущая роль. Это свидетельствует о глубоком почитании женщины в древнерусском обществе.
Отношения между мужчинами и женщинами
Безусловно, в Древней Руси весь строй жизни определялся отношениями мужского и женского «чина» — муж-чин и жен(щ)-чин.
Жениха и невесту называли суженными, т.е. сведёнными судьбой. В браке женщина становилась замужней, су-пругой — со-пряжённой, соединённой с мужем.
Женщина – рождающая становилась матью – имеющей детей (от слова и-мати – «иметь»).
Муж называл жену любой (любимой), другиней (подругой), ладой (по имени богини Лады, олицетворявшей собой лад, гармонию). Таким образом, язык позволяет понять, что женщина в Древней Руси была любима, почитаема и равна с мужем.
Также в те времена стыдливость и целомудрие были нормами жизни. «По-зором» считалось снять на людях какую-либо часть одежды, увидеть обнажённое тело. «Из-девательством» над человеком являлось его публичное раздевание. «Из-голяться» первоначально означало показывать голое тело.
Одежда древних славянок
Женская одежда была простой по крою и мало чем отличалась от мужской. Только женская роба – рубаха была сшита из холста по-тоньше и узор был на ней изящнее и богаче.
Замужняя женщина не должна была показывать волосы и носила головной убор. Самый простой и древний вид женского головного убора «покров» — кусок ткани, закрывавший волоса и спускавшийся на плечи, спину и грудь. Позже появились такие разновидности, как плат, начельник с кичкой, сорока, кокошник и другие. Украшения в виде серёг, височных колец, свисавшей на лоб ряски из ниток жемчуга служили оберегами, привлекавшими своим блеском светлые силы и отпугивающими злых духов.
Также оберегами считались опоясывающие элементы, такие как пояса, венцы, налобные повязки, височные кольца, ожерелья, наручни и перстни.
Найденные при проведении археологических раскопок остатки одежды и женские украшения, их изящество и красота позволяют увидеть, что женщина в Древней Руси обладала высокохудожественным вкусом и являлась носительницей понятия красоты.
Труд в жизни древнерусской женщины
Безусловно, женщина в Древней Руси была большой труженицей. Детей уходить, обед сварить, за скотом присмотреть, огород посадить, полотно соткать – эти и другие обязанности лежали на женщине. Особенно напряжёнными были весенняя и осенняя страда. Недаром «страдание» произошло от слова страда. Но и самый тяжёлый труд древнерусская женщина умела превратить в праздник.
«Вся община на жатву надевала лучшие наряды, женщины варили для всех «мирское пиво», песня и труд не прерывались, пока не был убран весь урожай:
Жали мы, жали
Жали, пожинали.
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Постать широкая <…>» [2].
В качестве оберега будущего урожая на поле оставляли последний пучок колосьев и закручивали его в бородку.
Закончив работу, женщины катались по полю для восстановления сил и приговаривали:
Жнивка, жнивка,
Возьми себе колос
Отдай мне силы!
А возвращаясь с поля после уборки урожая, жнеи пели славильную молитву:
Слава тебе, Боже <…>,
Что в поле пригоже!
В поле копнами,
На гумне стогами <…>
В клети закромами <…>
В печи пирогами!
Женская молитва
Так женщина в Древней Руси была носительницей народной поэзии. Древние сказания и колыбельные песни, былины и пословицы, плачи и заговоры сохранялись женщинами в веках и передавались от матери к дочери.
Своё предназначение славянская женщина видела в молитве за мужа, за детей, за весь свой род. Молитва не останавливалась ни перед какими преградами, была сильнее зла всего мира. В помощь молитве призывались все стихии мира: свет, огонь, вода, земля, растения, звери и птицы.
В древнерусском литературном памятнике «Слово о полку Игореве» Ярославна плачет на забрале в Путивле, обращаясь к ветру, солнцу и реке Днепр как к живым существам.
Молитвенное слово всегда было подкреплено «властью»: «Заговариваю я своего ненаглядного дитятку над свежею водою, над платом венчальным, над свечою обручальною <…> а будь, моё дитятко, моим словом крепким – в ночи и в полуночи, в пути и в дороженьке, во сне и наяву – укрыт от силы вражия, от нечистых духов, сбережён от горя, от беды, сохранён на воде от потопления, укрыт в огне от сгорания.
А будь моё слово сильнее воды, выше горы, тяжелее золота, крепче горючего камня Алатыря, могучее богатыря <…>
Сохранившиеся до нашего времени плачи и заговоры были ничем иным как молитвой древнерусской женщины, руководимой любовью к близким. К молитве женщина относилась как к духовной брани, битве с силами зла.
***
Своё высокое семейное и общественное положение женщина сохраняла до позднего Средневековья. Она самостоятельно вела торговлю, не уступала мужу в грамотности и даже посылала ему берестяные записки с «наказами». Найденные на северо-западе Руси берестяные грамоты говорят о грамотности многих горожанок XI-XIII веков.
История сохранила для нас имена киевской великой княгини Ольги и новгородской посадницы Марфы Борецкой, Авдотьи-рязаночки, сражавшейся с врагами, и дочери Ярослава Мудрого – Анны, ставшей французской королевой.
Таким образом, женщина являлась носительницей и главной хранительницей древнерусской культуры, которая послужила крепким фундаментом для будущего развития всех видов искусства: поэзии, литературы, музыки, живописи, танца и др.
Читайте также: Обрядовые куклы-обереги в истории славян
Примечание:
- Журнал «Культура и время». № 3, 2013 г. // Валерий Байдин. «Женщина в русской древности». С. 236.
- Журнал «Культура и время». № 3, 2013 г. // Валерий Байдин. «Женщина в русской древности». С. 242.
Добавить комментарий