Из чёрного космического пространства выплывают цветы несказанной красоты: многолепестковые розы, яркие маки, голубые незабудки, скромные полевые ромашки… Цветы радуют глаз и завораживают гармоничным сочетанием форм. Появились они под кистью мастера, расписавшего жостовский поднос по канонам старинной традиции. Каковы же истоки жостовского народного промысла?
Однажды бывший крепостной графа Шереметьева Вишняков увидел на ярмарке в Нижнем Новгороде расписанные уральскими мастерами подносы и другие изделия из папье-маше. Вишняков захотел научиться делать такие же. Его горячо поддержал родной брат. И вот в селе Осташково, неподалёку от Жостово, появились мастерские, где стали делать подносы, шкатулки, табакерки, поддоны из папье-маше.
Так как деревня находилась недалеко от Москвы, поделки возили продавать на ярмарку в город. Простому люду понравились вишняковские изделия с незатейливыми росписями: вот мчится разудалая тройка, тут чаи распивают, а это – народные гуляния.
А в 1825 году братья Вишняковы открыли производство по изготовлению уже прочных металлических подносов. В ту пору поднос был необходимым предметом в каждом хозяйстве. Ведь на него ставили самовар, чтобы случайно кипяток из самовара не пролился и не замочил столешницу.
Сначала жостовский металлический поднос украшался теми же бытовыми сценками. Лишь позднее на его поверхности расцвели диковинные букеты чудесных цветов, а поднос стал произведением искусства.
После революции в 1917 году мастерские в Жостово закрылись. Всплеск развития жостовского промысла произошёл в годы НЭПа. В 30-х годах прошлого столетия на месте мастерских образовалась артель, носившая название «Металлоподнос».
Артель в 1960-м году была преобразована, и в Жостово официально открылась «Жостовская фабрика декоративной росписи».
Жостовский художественный промысел в Советском Союзе получил широкое признание. 150 художников, работающих на фабрике, ежемесячно выполняли установленный план. Жостовские подносы в больших количествах закупали среднеазиатские республики, где была развита традиция чаепития.
Однако с распадом СССР жостовский промысел оказался на грани разрушения. Значительную помощь фабрике по преодолению кризиса и сохранению старинного промысла оказал меценат Борис Ильич Булочник.
Читайте также: Гжель – народный промысел России
Современные мастера бережно хранят традиции, заложенные 200 лет назад. В Жостово существуют целые династии художников, в которых секреты художественной росписи подносов передавались от прадедов к дедам, от дедов к их детям и внукам. Роспись на жостовском подносе многослойная и состоит из следующих этапов:
Мастер садится за стол, на котором разложена палитра и будущие заготовки подносов. Точными уверенными мазками с помощью беличьей кисточки он намечает, где будет размещаться изображение цветов, листьев, бутонов.
После того, как масляная краска высохнет, художник создаёт тени, подробно расписывает каждый цветочек, наносит блики. На завершающем этапе, «привязке», он прописывает тонкие веточки, травку, пестики и тычинки.
Работа считается законченной, когда другой художник, орнаменталист, нанесёт тончайший изящный рисунок по краю подноса. Орнамент, сделанный на борту подноса, всё равно, что рамка для картины. Очень важно подобрать его правильно.
О возрождении народного промысла можно прочитать в статье: Прокопьевская береста
Для изготовления жостовского подноса используется тонкое кровельное железо. Сначала большие листы железа разрезают на станке до нужных размеров. После чего мастер-ковач вырезает с помощью ножниц по металлу форму будущего подноса. Формы подносов могут быть самыми разными: овальными, прямоугольными, круглыми, квадратными, многогранными. Затем ковач специальными молотками выбивает стенки и борт подноса и подгибает на станке острые края. Сейчас искусством мастера-коваля пользуются только при создании авторских подносов. В серийном же производстве формы подносов делают с помощью станков.
После изготовления формы будущего подноса его шлифуют, шпатлюют, грунтуют, покрывают несколькими слоями эмали, просушивают. Чаще всего жостовский поднос имеет чёрный фон, но, бывает, выбирают для него и другие цвета – красный, голубой, бордовый, зелёный, белый. После росписи поднос покрывают несколькими слоями прозрачного лака, чтобы он блестел, как зеркало.
Читайте также: Дымковская игрушка — радуга чудес
Так рождается чудо – жостовский поднос. Каждый из них уникален и представляет собой подлинное произведение искусства. Пусть и в будущем старинный жостовский промысел живёт, радует и учит людей видеть красоту окружающего мира.
В статье использованы фотографии с сайта: zhostovo.ru
Читайте также: Гусевской хрусталь: чудеса алмазных граней
Предлагаю вниманию мастеров, создающих реалистичные цветы, ботанический разбор снежноягодника. Он проведен на примере нескольких веточек…
Сегодня мы проведем ботанический разбор колокольчика садового. Существует огромное множество видов колокольчиков. Рост нашего колокольчика…
Ботанический разбор цветов яблони мы проведем на примере небольших яблоневых веточек. Яблони цветут весной, украшая…
История промысла Плетение на коклюшках пришло на русскую землю из Европы. В XVI веке ажурные…
Городецкая роспись по дереву принадлежит к знаменитым народным художественным промыслам России. Родиной промысла является город…
Пирожки с картошкой и грибами мы будем печь в духовке. Ингредиенты для теста: Мука пшеничная 5…