Живёт в г. Кирове (в прошлом г. Вятке) старинный народный промысел — дымковская игрушка. В мастерских, в самом центре города рождаются удивительные, разукрашенные всеми цветами радуги, удивительные творения.
Дымковская игрушка – уникальное явление народного творчества. Без неё не обходится ни одна выставка русских народных промыслов.
Содержание
История названия промысла
Этот старинный промысел получил своё название от местности, где он зародился, – Дымковской слободы. Слобода Дымково была предместьем города-крепости Хлынова. В конце XV – начале XVI веков основали слободу на низком правом берегу Вятки выходцы из Великого Устюга. Они же принесли в новую слободу гончарное дело как основное занятие населения. Этому способствовало то, что в местности была красная глина, из которой и стали мастерицы лепить игрушки:
- свистульки,
- шары,
- фигурки людей и животных.
Точно также благодаря наличию местной глины уже в наши дни возродилась традиция изготовления керамики в музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Ясной поляне.
Древняя символика дымковской игрушки
Мужья зимой уезжали на заработки, а женщины в это время в Дымковской слободе лепили игрушки, белили их мелом и раскрашивали самыми яркими красками. Узоры на изделиях несли в себе языческую символику. На груди животных и птиц помещался круг – «солнце», от которого отходили лучи. Глиняные яйца лепили как символ зарождения, барыни — как символ богини-матери, богини плодородия. Свистульки имели культовый обереговый характер.
Праздник «Свистопляска»
Накануне праздника Свистопляски — Свистуньи, традиция которого зародилась в XV веке в честь погибших в хлыновском побоище, привозили игрушки из слободы на ярмарку в город. Праздник Свистопляска принадлежал к числу народных праздников г. Вятки и проводился в четвёртую субботу после Пасхи. Праздник начинался панихидой в часовне по погибшим и умершим, а заканчивался шумным весельем, плясками и свистом. Тем самым в древнем обряде радостью и смехом выражалась победа над смертью. А свист являлся средством отпугивания злых сил. В XIX веке обрядность была уже сильно разрушена, и праздник превратился в развлечение.
Расцвет же Дымковской игрушки приходится на 1900 – 1917 годы.
Возрождение традиции
После революции этот народный промысел едва не исчез. Его сохранению и возрождению способствовали мастерица А.А. Мездрина и художник, выходец из Вятки А.И. Деньшин. В трудные 1920-е годы он зарисовал и описал образцы дымковской игрушки в рукотворных альбомах.
Впоследствии по этим альбомам учились новые мастерицы, и таким образом был восстановлен старинный промысел.
Дымковская игрушка является полностью авторской. Её выполняет один мастер от комка глины до росписи. Современные мастерицы, изучая и сохраняя старинную традицию, вносят в неё свои неповторимые черты. Поэтому каждое произведение индивидуально и не похоже одно на другое.
Прекрасна и многообразна сегодня дымковская игрушка. Это и глиняные коники, и сказочные, похожие на Жар-птицу, индюки, баранчики в штанишках, няни и деточки, барышни и кавалеры…Так из древних корней народного промысла родилось самобытное искусство малой декоративной скульптуры.
Читайте также: Жостовский поднос: из прошлого в будущее
Добавить комментарий