Живёт в г. Кирове (в прошлом г. Вятке) старинный народный промысел — дымковская игрушка. В мастерских, в самом центре города рождаются удивительные, разукрашенные всеми цветами радуги, удивительные творения.
Дымковская игрушка – уникальное явление народного творчества. Без неё не обходится ни одна выставка русских народных промыслов.
Содержание
Этот старинный промысел получил своё название от местности, где он зародился, – Дымковской слободы. Слобода Дымково была предместьем города-крепости Хлынова. В конце XV – начале XVI веков основали слободу на низком правом берегу Вятки выходцы из Великого Устюга. Они же принесли в новую слободу гончарное дело как основное занятие населения. Этому способствовало то, что в местности была красная глина, из которой и стали мастерицы лепить игрушки:
Точно также благодаря наличию местной глины уже в наши дни возродилась традиция изготовления керамики в музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Ясной поляне.
Мужья зимой уезжали на заработки, а женщины в это время в Дымковской слободе лепили игрушки, белили их мелом и раскрашивали самыми яркими красками. Узоры на изделиях несли в себе языческую символику. На груди животных и птиц помещался круг – «солнце», от которого отходили лучи. Глиняные яйца лепили как символ зарождения, барыни — как символ богини-матери, богини плодородия. Свистульки имели культовый обереговый характер.
Накануне праздника Свистопляски — Свистуньи, традиция которого зародилась в XV веке в честь погибших в хлыновском побоище, привозили игрушки из слободы на ярмарку в город. Праздник Свистопляска принадлежал к числу народных праздников г. Вятки и проводился в четвёртую субботу после Пасхи. Праздник начинался панихидой в часовне по погибшим и умершим, а заканчивался шумным весельем, плясками и свистом. Тем самым в древнем обряде радостью и смехом выражалась победа над смертью. А свист являлся средством отпугивания злых сил. В XIX веке обрядность была уже сильно разрушена, и праздник превратился в развлечение.
Расцвет же Дымковской игрушки приходится на 1900 – 1917 годы.
После революции этот народный промысел едва не исчез. Его сохранению и возрождению способствовали мастерица А.А. Мездрина и художник, выходец из Вятки А.И. Деньшин. В трудные 1920-е годы он зарисовал и описал образцы дымковской игрушки в рукотворных альбомах.
Впоследствии по этим альбомам учились новые мастерицы, и таким образом был восстановлен старинный промысел.
Дымковская игрушка является полностью авторской. Её выполняет один мастер от комка глины до росписи. Современные мастерицы, изучая и сохраняя старинную традицию, вносят в неё свои неповторимые черты. Поэтому каждое произведение индивидуально и не похоже одно на другое.
Прекрасна и многообразна сегодня дымковская игрушка. Это и глиняные коники, и сказочные, похожие на Жар-птицу, индюки, баранчики в штанишках, няни и деточки, барышни и кавалеры…Так из древних корней народного промысла родилось самобытное искусство малой декоративной скульптуры.
Читайте также: Жостовский поднос: из прошлого в будущее
Предлагаю вниманию мастеров, создающих реалистичные цветы, ботанический разбор снежноягодника. Он проведен на примере нескольких веточек…
Сегодня мы проведем ботанический разбор колокольчика садового. Существует огромное множество видов колокольчиков. Рост нашего колокольчика…
Ботанический разбор цветов яблони мы проведем на примере небольших яблоневых веточек. Яблони цветут весной, украшая…
История промысла Плетение на коклюшках пришло на русскую землю из Европы. В XVI веке ажурные…
Городецкая роспись по дереву принадлежит к знаменитым народным художественным промыслам России. Родиной промысла является город…
Пирожки с картошкой и грибами мы будем печь в духовке. Ингредиенты для теста: Мука пшеничная 5…