Гусевской хрусталь, давший имя целому городу, навсегда красными строками вписал себя в историю и культуру России. Изделия Гусевского хрустального завода давно стали не только предметами обихода, но и настоящими произведениями искусства.
Содержание
Современные учёные свидетельствуют о том, что стекольное ремесло на Руси было известно уже в Средние века. Так, в археологических слоях XI -XIII вв. были найдены остатки стекольных мастерских в Киеве, Белгороде, Житомире, Новгороде и в других городах. В них древние мастера делали изящные украшения из стекла, посуду, смальту для мозаик и даже оконное стекло. Расцвет стеклоделия на Руси надолго оборвало татаро-монгольское нашествие.
Лишь в 1639 году при царе Михаиле Федоровиче появился стекольный завод. Его в селе Духанино Дмитровского уезда построил швед Юлий Койет. Вскоре заработали и другие стекольные предприятия, на которых были задействованы иноземцы, так как своих специалистов не имелось.
При Петре I стекольная промышленность стала развиваться особенно интенсивно. Царь Петр обязал иностранцев, работающих на заводах, обучать стекольному делу приставленных к ним русских людей. Благодаря экономической политике Петра I количество стекольных мануфактур в России бурно росло. Одним из крупнейших заводов был Покровский стекольный завод в Можайском уезде Московской губернии Василия Мальцова.
Большой вклад в развитие стеклоделия в России внёс Михаил Васильевич Ломоносов. В первой российской химической лаборатории, открытой в 1748 году, Ломоносов производил многочисленные опыты. В 1764 году он писал:
«Здесь более четырех тысяч опытов, коих не только рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил».
В 1751 году М.В. Ломоносов раскрыл секрет «золотого рубина» — стекла малиновых оттенков, напоминающего своим мерцанием драгоценный камень.
В те годы в Москве и вокруг Москвы работало много заводов. А поскольку единственным источником топлива тогда были дрова, московские леса безжалостно вырубались. Это обстоятельство заставило Правительствующий Сенат в 1747 году вынести указ: «Снести винокуренные, медные, железные и стекольные заводы в пределах Москвы и от Москвы в двухстах верстах».
Пришлось наследникам Василия Мальцова, его сыновьям Акиму и Александру, подыскивать новые места для заводов.
Александр Мальцов получил разрешение поместить свое предприятие в Орловской губернии. А выбор Акима пал на соседнюю Владимирскую губернию. Здесь в Мещёрском краю были самые подходящие условия для стеклоделия: дремучие леса богаты деревом, почва хранила залежи кварцевого песка, а по реке можно сплавлять готовые изделия. И велел Аким Мальцов на реке Гусь в урочище Шиворово завод строить. Было это в 1756 году.
Для работы на заводе были привлечены мастеровые с прежнего можайского предприятия. Рабочие жили при заводе. А главное действо варки стекла происходило в гуте. Гут представлял собой огромное бревенчатое помещение, в центре которого находилась печь. Здесь, в печи, в больших глиняных горшках варили стекло и хрусталь. Материалом для варки служила шихта, которая состояла из песка, соды, поташа, окиси свинца и др.
В народе с большим уважением относились к стеклодувам. Они уподоблялись кудесникам, колдующим с огненными шарами. Эти шары, напоминающие солнце, выдувались через трубку из раскалённого стекла.
Слава об изделиях гусевского завода, которые отличались высоким качеством и красотой, разлеталась по всей округе. Расширяя производство, Аким Мальцов в соседних сёлах построил ещё несколько стекольных заводов, и три завода – в Орловской губернии.
В 1785 году, когда Акима Мальцова не стало, дело его жизни перешло к сыновьям – Сергею и Ивану. С 1811 года всеми делами заводов стал управлять Сергей Акимович Мальцов (1771-1823). Он построил несколько заводов и в Рязанской губернии. Готовая продукция доставлялась по гужевым дорогам во Владимир, Касимов и Рязань, а оттуда речным путём в Москву, Нижний Новгород, Муром и в другие города.
С 1830 года хозяином Мальцовской стеклянной империи становится сын С. А. Мальцова – Иван Сергеевич Мальцов (1807-1880). Он был известным дипломатом, побывал во многих странах Европы и Азии. Во время заграничных поездок И.С. Мальцов интересовался достижениями стекольной промышленности в других странах, привозил образцы изделий иноземных мастеров.
Иван Сергеевич провёл реконструкцию на своих заводах. При нём гусевской хрусталь стал участвовать на всех художественно-промышленных выставках.
И.С. Мальцов построил в посёлке Гусь-Мальцовский кирпичные дома для проживания рабочих, больницу, открыл церковно-приходское училище для детей.
Так как у Ивана Сергеевича не было собственных детей, своё состояние он завещал племяннику, сыну сестры, Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову (1834-1913). Юрий Степанович был не только выдающимся предпринимателем, но и человеком, беззаветно любящим искусство, благотворителем и меценатом.
Ю.С. Нечаев-Мальцов принимал самое деятельное участие в строительстве Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). В общей сложности он внёс в создание Музея около двух миллионов рублей, что составило две трети расходов.
Юрий Степанович усовершенствовал и механизировал производство на стекольных заводах. Гусевской хрусталь принимал участие в международных выставках и получил высокую оценку на выставках в Чикаго (1893 г.) и в Париже (1900 г.).
В Местечке Гусь-Хрустальный (так стал называться посёлок после строительства узкоколейной железной дороги Владимир — Рязань) Ю.С. Нечаев-Мальцов продолжил строительство, начатое его предшественником.
В 1896 г. – 1903 г. по заказу и на средства Нечаева-Мальцова в Гусь-Хрустальном был возведён величественный Георгиевский собор. Архитектором собора стал Л.Н. Бенуа, а художником внутреннего интерьера — В.М. Васнецов.
После ухода из жизни Юрия Степановича Нечаева-Мальцова в 1913 году владение всеми стекольными фабриками перешло к его дальнему родственнику — Павлу Николаевичу Игнатьеву (1870-1946). А после Октябрьской революции, произошедшей в 1917 году, заводы были национализированы.
Вскоре после революции прекратились службы и в Георгиевском соборе, а в его стенах разместился Дворец труда с кинотеатром, библиотекой и швейной учебной мастерской.
В 1973 году в Гусь-Хрустальном для этих заведений выстроили новые здания, и они выехали из Георгиевского собора. Собор был передан Владимиро-Суздальскому заповеднику, который начал проводить в нём масштабные реставрационные работы.
После восстановления здания Георгиевского собора Музей-заповедник приступил к реставрации холста В.М. Васнецова «Страшный суд». Это полотно огромного размера (700×680) украшало западную стену собора. Реставрация полотна началась в августе 1981, и закончилась в мае 1983 года. День возвращения картины «Страшный суд» на своё законное место считается днём открытия Музея хрусталя, разместившегося в Георгиевском соборе.
Основу музейного собрания составила коллекция Мальцовых. Она хранилась в деревянных ящиках, в которые складывали изделия хрустального завода. Эти ящики находились в двух комнатах заводоуправления и счастливо пережили трудные революционные и другие годы.
Когда мальцовскую коллекцию привезли в музей и стали распаковывать, то без конца раздавались восторженные возгласы членов комиссии – это были прекрасные уникальные образцы.
Расположенные на огромном подиуме с подсветкой в центральной части зала, экспонаты отражают историю развития стекольного дела в России.
В пространство апсиды органично вписалась шестиметровая композиция «Гимн стеклу», созданная прославленными мастерами В.С. Муратовым и В.И. Касаткиным. Ажурное кованое дерево, на котором распустились 330 хрустальных цветов, с порхающими между ними разноцветными птицами и серебряными колоколами, устремляется ввысь. А над «Гимном» находится огромное мозаичное панно «О Тебе радуется, Благодатная!», созданное по эскизам В.М. Васнецова.
Есть в музее экспонат, с которым связана старинная легенда. Жил в Гусь-Хрустальном мастер Разумей Васильев. И был он большим умельцем в стеклянном деле. Рассказывали, что мог он сделать петушка, посадить его в графин и непонятно было, как он туда попал. Была у Разумея дочка. Заболела она в лютые морозы, металась в жару и вспоминала лето, цветочки на лугу. В одну ночь сделал Разумей Васильев стеклянный букет. Принёс его домой, поставил перед больной дочерью, засверкали огненными искорками лепестки и листья цветов. И дочка поправилась.
Чудесный букет попал через некоторое время в коллекцию И.С. Мальцова. Так сохранился он до наших дней.
В постосоветский период для Гусевского хрустального завода наступили нелёгкие времена. Он был объявлен банкротом и закрыт в 2012 году. Но, к счастью, руководство города и общественность понимали, что Гусь-Хрустальный не сможет оправдать своё имя, если в нём не будет производиться знаменитый гусевской хрусталь. Так, в 2013 году завод вновь заработал под названием «Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова». В одном из корпусов прежнего завода установили новое оборудование и начали изготавливать авторские хрустальные изделия ручной работы.
Мастера завода бережно сохраняют традиционные приёмы стеклоделия, сочетая их с новыми возможностями. Гусевской хрусталь по традиции содержит в себе 24 % оксида свинца, что придаёт ему особую прозрачность, сияние и плотность. Только Гусевской хрустальный завод, единственный в России, владеет техникой «нацвета», когда горячим формованием сливаются несколько цветов. Завод может изготавливать изделия более двадцати оттенков, а цвет хрусталю придают добавки окислов редкоземельных металлов. Так, например, для синего цвета добавляют кобальт, для красного – селен, а розовый цвет даёт эрбий.
Создание хрусталя – это командная работа. Художники не ограничиваются только зарисовкой эскиза. Свою работу они продумывают с самого начального этапа от набора стекла до последнего алмазного штриха и согласовывают её со всеми мастерами – исполнителями (выдувальщиками, шлифовщиками, формовщиками).
Авторские работы художников Гусевского хрустального завода имени Акима Мальцова выставляются на всероссийских и областных выставках, а также пополняют коллекции Владимиро-Суздальского заповедника и других музеев.
Гусевской хрусталь по-прежнему остаётся с нами, и волшебные искорки его граней привносят в окружающий мир праздник и красоту.
Читайте также: Жостовский поднос: из прошлого в будущее
Предлагаю вниманию мастеров, создающих реалистичные цветы, ботанический разбор снежноягодника. Он проведен на примере нескольких веточек…
Сегодня мы проведем ботанический разбор колокольчика садового. Существует огромное множество видов колокольчиков. Рост нашего колокольчика…
Ботанический разбор цветов яблони мы проведем на примере небольших яблоневых веточек. Яблони цветут весной, украшая…
История промысла Плетение на коклюшках пришло на русскую землю из Европы. В XVI веке ажурные…
Городецкая роспись по дереву принадлежит к знаменитым народным художественным промыслам России. Родиной промысла является город…
Пирожки с картошкой и грибами мы будем печь в духовке. Ингредиенты для теста: Мука пшеничная 5…