Палехская миниатюра – один из традиционных народных промыслов России. Палехская лаковая миниатюра родилась в 30-е годы прошлого столетия, но своими корнями она уходит в глубокую древнерусскую иконопись.
Содержание
По преданию во времена нашествия татаро-монгол, разоривших древнерусские города Владимир и Суздаль, жители их бежали в глухие леса. Они сожгли участок леса, и на этом месте появилось село Палех (от слова палить). Среди поселенцев оказались монахи-иконописцы. В летнее время они трудились в поле с остальными крестьянами, а зимой расписывали иконы.
Благодаря замкнутости семейного круга и оторванности от окружающего мира палешане смогли сохранить ростово-суздальскую школу иконописного искусства и выработать собственный стиль. Палехские иконописцы создавали иконы по старинным образам, передавая своё умение детям и внукам. Так в Палехе появились целые династии мастеров-иконописцев. Сохранились ранние образцы иконописи Палеха, которые относятся к концу XVII века. Своего расцвета палехская икона достигла в XVIII, начале XIX веков.
Слава о палехских мастерах пошла по всей Руси. Их стали приглашать для росписи храмов в других городах. Так палешане участвовали в восстановлении фресок в храмах Троице-Сергиевой Лавры и Софии Новгородской, в соборах Владимира и Московского Кремля.
Когда в 1917 году произошла Октябрьская революция, и наступили времена борьбы с религиозным мировоззрением, палехские художники не могли заниматься прежней деятельностью. Тогда они принялись искать новые формы для приложения своих талантов. И вот в 1921 году во время посещения Кустарного музея в Москве палехский художник Иван Голиков случайно увидел выставку лукутинской миниатюры. Это были изделия из папье-маше, искусно расписанные по чёрному фону масляными красками и покрытые лаком.
Художнику пришла идея, что палехские мастера так же могут расписывать шкатулки и другие предметы из папье-маше. Находясь в Москве, Иван Голиков написал свою первую миниатюру «Адам в раю» на донышке фотографической ванночки из папье-маше. Работа Голикова, написанная творёным золотом, получила высокую оценку специалистов Кустарного музея.
Возвратившись в Палех, Иван Голиков в 1924 году организовал «Палехскую артель древней живописи», в которую вошли семь художников-иконописцев. В 1924 году работы палехских художников были отмечены на XIV международной художественной выставке в Венеции. А в 1925 году Артель древней живописи получила Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.
Чем же палехская миниатюра покорила мир? В работах палехских художников появились новые сюжеты, изображающие сцены из сказок, литературных произведений, рассказывающие об окружающей действительности. В то же время в своих работах палехские мастера сохранили прежний иконописный стиль. Это были иконописные образы, перенесённые на лаковую поверхность. Постановка рисунка, композиция, пропорции в палехских миниатюрах были прописаны по иконописным канонам. От школы иконописи в работы палехских художников пришли лики людей, фигуры, складки на их одеждах.
По традиции палешане расписывают миниатюру темперными красками. Они сами готовят их на эмульсии из куриного желтка. Блики художники наносят творёным золотом (растертыми на гуммиарабике листиками сусального золота). Использование золота и ярких чистых красок придаёт палехской миниатюре торжественное выразительное звучание.
Искусство Палеха высоко ценил писатель А.М. Горький. Ему самому пришлось прикоснуться к иконописному ремеслу, когда его, подростка, дед отдал на обучение к иконописцам в мастерскую Д.А. Салбанова. Об этом периоде своей жизни Горький рассказывает в повести «В людях».
А.М. Горький помог организовать в Палехской артели библиотеку, которую составили произведения писателей-классиков – А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.А. Крылова… Персонажи этих произведений находили отражение в миниатюрах палехских художников.
В 1928 году в Палехе открыли профтехшколу древней живописи, преобразованную в 1935 году в художественный техникум. В 1936 году техникум был переведён в систему Всесоюзного комитета по делам искусства и получил название «Палехское художественное училище имени А.М. Горького».
В 1935 году по инициативе Горького в Палехе открылся Государственный музей Палехского искусства. В его фонды передали имущество Крестовоздвиженского храма, в том числе ценные древние иконы. Крестовоздвиженский храм в Палехе был построен в 1762 – 1774 годах и является памятником архитектуры. Долгое время в храме действовал музейный отдел, что спасло храм от разрушения.
В 1970-е годы около 80 % изделий палехских миниатюр отправлялось на экспорт. Мастерам постоянно поступали заказы от руководящих организаций страны.
Однако в годы перестройки государство стало нарушать сложившуюся систему работы палехских мастеров, которые привыкли творить самостоятельно. Палехские художники работали без копирования, сами придумывали сюжет, создавали эскиз и воплощали его в авторском произведении. Государство же попыталось загнать художников в рамки промышленного предприятия. В результате Палехские художественно-производственные мастерские распались.
Сегодняшний Палех это посёлок городского типа, который является одним из районных центров Ивановской области. Расположен он в 65 километрах от Иванова и входит в Золотое кольцо России. В Палехе живёт около пяти тысяч человек населения и каждый седьмой житель – художник. Таким образом, Палех по-прежнему остаётся «селом-академией народной», как говорил о Палехе историк искусства Георгий Филимонов.
Безусловно, Палех можно назвать и селом-музеем. Кроме Музея Палехского искусства в Палехе действуют Дом-музей И.И. Голикова, Дом-музей Н.М. Зиновьева, Дом-музей П.Д. Корина, Музей лаковой миниатюры, Музей иконы, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина.
В наши дни в Палехе работают несколько художественных кооперативов и мастерских. Одни художники продолжают традицию лаковой миниатюры, другие возвращаются к истокам — пишут иконы, создают иконостасы и расписывают храмы. Теперь уже художники-миниатюристы беспокоятся о том, чтобы не угасло в Палехе искусство миниатюрной живописи.
Не просто выживать народному промыслу в условиях рыночной экономики. Но хочется верить, что палехская миниатюра в современном обществе будет оценена по достоинству и продолжит своё развитие как самобытное народное творчество.
В статье использованы фото сайтов:
https://antiqueland.ru/articles/1194/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Палех#/media/Файл:Ivanovo_Obl_Palekh_asv2018-08_img20.jpg
https://juicyworld.org/palechskaja-miniatjura/
Читайте также: Городецкая роспись: волшебный мир радости и гармонии
Предлагаю вниманию мастеров, создающих реалистичные цветы, ботанический разбор снежноягодника. Он проведен на примере нескольких веточек…
Сегодня мы проведем ботанический разбор колокольчика садового. Существует огромное множество видов колокольчиков. Рост нашего колокольчика…
Ботанический разбор цветов яблони мы проведем на примере небольших яблоневых веточек. Яблони цветут весной, украшая…
История промысла Плетение на коклюшках пришло на русскую землю из Европы. В XVI веке ажурные…
Городецкая роспись по дереву принадлежит к знаменитым народным художественным промыслам России. Родиной промысла является город…
Пирожки с картошкой и грибами мы будем печь в духовке. Ингредиенты для теста: Мука пшеничная 5…
View Comments
Я даже видела бижутерию с палехской росписью. Ну очень красиво!
Представляю, какая это филигранная роспись.
А я, увы, давно уже не видела изделий с палехской росписью. Жаль, ведь это очень красиво.
Спасибо за интересный рассказ. Замечательно, что мастера Палеха продолжают народное ремесло.
Елена, будем надеяться, что искусство палехской миниатюры не угаснет, и мастера Палеха продолжат традицию миниатюрной росписи.