Городецкая роспись: волшебный мир радости и гармонии

размещено в: Народные традиции | 0

Городецкая роспись по дереву принадлежит к знаменитым народным художественным промыслам России. Родиной промысла является город Городец и окружающие его сёла в Нижегородской области.

gorodeckaya-rospis

История Городца

Город-крепость Городец был основан в 1152 году великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким на высоком берегу Волги. Драматична судьба этого города. Дважды он был сожжён татаро-монголами. Первый раз — в 1239 году, во второй раз город сгорел дотла во время нашествия хана Егидея в 1408 году. Сто пятьдесят лет после этого Городец находился в запустении и его называли «пустой Городец».

Городец вновь отстроился, когда Русь окончательно освободилась от ига татаро-монголов. Место на берегу Волги было удобное для торговли, благодаря чему в Городце и окрестных сёлах быстро развивались народные промыслы. Среди них — резьба по дереву, которой украшали суда и постройки, вышивка, плетение кружева, изготовление деревянной посуды и другой домашней утвари, пряничное дело. В полях хорошо родился лён, из него крестьянки пряли нитки и ткали холсты для продажи. Поэтому прялка в каждом доме была необходимым орудием труда.

gorodeckaya-rospis

Рождение городецкой росписи

Мастера изготавливали прялки, состоявшие из двух деталей — гребня и донца, на котором сидела пряха. Вначале донца прялок инкрустировали породами дерева другого цвета. Нередко это был морёный дуб, то есть дуб, пролежавший некоторое время в воде и ставший тёмного цвета. Позже резные вставки начали подкрашивать, а в середине 19 века донца прялок и вовсе принялись расписывать красками.

gorodeckaya-rospis

Темы городецкой живописи

Городецкая роспись уходит своими корнями в древнюю иконопись и воплощает в себе умение самобытных народных художников видеть красоту и показывать её людям. В своих расписных изделиях они изображали то, что, по их мнению, необходимо для счастья человека, вносит в его жизнь радость и гармонию. Каковы же сюжеты росписи, которыми старинные мастера украшали прялки и сани, тарантасы и дуги, мебель и игрушки?

gorodeckaya-rospis

Тяга к городской жизни, знакомство с купеческим бытом подсказали художникам темы росписей. Донца прялок, мочесники (короба для хранения пряжи), предметы мебели они расписывали сценками, на которых изображали кавалеров в парадных мундирах и нарядных барынь в бальных платьях. Одни сидят за столом с самоваром на фоне красочного интерьера с часами и пышными занавесями, другие гарцуют на изящных тонконогих конях, третьи встречаются на свиданиях. Городецкую живопись нередко украшает цветочное древо жизни, по обеим сторонам которого симметрично располагаются диковинные заморские птицы или животные.

gorodeckaya-rospis-donce

Изображали народные мастера и батальные сцены с солдатами, стреляющими из пушек по команде генералов. Графически точно они рисовали волжские пароходы с капитанами и матросами на палубе.

gorodeckaya-rospis-donce

Этот нарядный и привлекательный мир городецкой росписи вносил праздничные краски в жизнь людей и делал промысел необычайно популярным. Изделия городецких мастеров покупали на ярмарках в качестве праздничных дорогих подарков. Хозяйки после окончания работы снимали с прялки гребень и вешали донца на стену в виде украшения.

mochesnik

Этапы росписи

Народные городецкие художники создали оригинальный узнаваемый стиль, стройную систему украшения предметов из дерева. При этом они опирались на опыт иконописного дела и украшения книг, на знание приёмов традиционной цветочной росписи.

В старину художники писали яичными красками. Роспись выполнялась прямо на деревянной основе либо её грунтовали красками. Мастера расписывали изделия в несколько этапов. Без предварительного рисунка широкими мазками делали «подмалёвок», т.е. наносили крупные цветовые пятна будущих цветов, листьев, людей или животных. Во время следующего этапа — «тенёвки» — рисовали густыми тёмными мазками детали листьев, лепестков, линии одежды. И заключительным этапом была «разживка», когда художник завершал композицию точками и штрихами белого или чёрного цвета.

Современные художники создают городецкую роспись чаще всего с помощью темперных красок. В качестве основных они используют красный, жёлтый, синий, зелёные цвета, обязательно чёрный и белый. Из каждого основного цвета готовится два колера — один светлее, другой более тёмный, насыщенный.

Городецкая живопись и время

После бурного расцвета городецкий промысел в начале 20 века пришёл в упадок, так как с появлением фабричных тканей резко упал спрос на прялки. Первая мировая война окончательно подорвала промысел. После Октябрьской революции в 1917 году государство проявило большой интерес к народному творчеству. Работы народных художников выставлялись в Государственном Историческом музее, в Государственной Третьяковской галерее, в экспозициях Кустарного музея при ВСНХ. Постепенно в 1930-х годах стала возрождаться и городецкая роспись по дереву. Городецкие мастера создали артель, а затем и мастерскую в деревне Курцево, в которой работали как опытные художники, так и ученики. Великая Отечественная война вновь прервала развитие промысла, а многие из талантливых художников погибли на полях сражений. После окончания войны потребовались большие усилия как местных мастеров, так и сотрудников Научно-исследовательского института художественной промышленности, чтобы наладить создание красочных изделий древнего Городца.

Наследие старых мастеров сегодня органично претворяется в современном прикладном искусстве. Лучшие традиции городецкой живописи с любовью воплощают и развивают современные художники, работающие на фабрике «Городецкая роспись» в старинном волжском городе Городце.

В статье использованы фотографии с сайтов:

«Фабрика Городецкая роспись»

«Перуница»

Читайте также: Хохломская роспись — Золотая Хохлома

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.