Гусевской хрусталь, давший имя целому городу, навсегда красными строками вписал себя в историю и культуру России. Изделия Гусевского хрустального завода давно стали не только предметами обихода, но и настоящими произведениями искусства.
Содержание
Из истории стеклоделия на Руси
Современные учёные свидетельствуют о том, что стекольное ремесло на Руси было известно уже в Средние века. Так, в археологических слоях XI -XIII вв. были найдены остатки стекольных мастерских в Киеве, Белгороде, Житомире, Новгороде и в других городах. В них древние мастера делали изящные украшения из стекла, посуду, смальту для мозаик и даже оконное стекло. Расцвет стеклоделия на Руси надолго оборвало татаро-монгольское нашествие.
Лишь в 1639 году при царе Михаиле Федоровиче появился стекольный завод. Его в селе Духанино Дмитровского уезда построил швед Юлий Койет. Вскоре заработали и другие стекольные предприятия, на которых были задействованы иноземцы, так как своих специалистов не имелось.
При Петре I стекольная промышленность стала развиваться особенно интенсивно. Царь Петр обязал иностранцев, работающих на заводах, обучать стекольному делу приставленных к ним русских людей. Благодаря экономической политике Петра I количество стекольных мануфактур в России бурно росло. Одним из крупнейших заводов был Покровский стекольный завод в Можайском уезде Московской губернии Василия Мальцова.
Большой вклад в развитие стеклоделия в России внёс Михаил Васильевич Ломоносов. В первой российской химической лаборатории, открытой в 1748 году, Ломоносов производил многочисленные опыты. В 1764 году он писал:
«Здесь более четырех тысяч опытов, коих не только рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил».
В 1751 году М.В. Ломоносов раскрыл секрет «золотого рубина» — стекла малиновых оттенков, напоминающего своим мерцанием драгоценный камень.
В те годы в Москве и вокруг Москвы работало много заводов. А поскольку единственным источником топлива тогда были дрова, московские леса безжалостно вырубались. Это обстоятельство заставило Правительствующий Сенат в 1747 году вынести указ: «Снести винокуренные, медные, железные и стекольные заводы в пределах Москвы и от Москвы в двухстах верстах».
Пришлось наследникам Василия Мальцова, его сыновьям Акиму и Александру, подыскивать новые места для заводов.
Александр Мальцов получил разрешение поместить свое предприятие в Орловской губернии. А выбор Акима пал на соседнюю Владимирскую губернию. Здесь в Мещёрском краю были самые подходящие условия для стеклоделия: дремучие леса богаты деревом, почва хранила залежи кварцевого песка, а по реке можно сплавлять готовые изделия. И велел Аким Мальцов на реке Гусь в урочище Шиворово завод строить. Было это в 1756 году.
Завод на реке Гусь
Для работы на заводе были привлечены мастеровые с прежнего можайского предприятия. Рабочие жили при заводе. А главное действо варки стекла происходило в гуте. Гут представлял собой огромное бревенчатое помещение, в центре которого находилась печь. Здесь, в печи, в больших глиняных горшках варили стекло и хрусталь. Материалом для варки служила шихта, которая состояла из песка, соды, поташа, окиси свинца и др.
В народе с большим уважением относились к стеклодувам. Они уподоблялись кудесникам, колдующим с огненными шарами. Эти шары, напоминающие солнце, выдувались через трубку из раскалённого стекла.
Слава об изделиях гусевского завода, которые отличались высоким качеством и красотой, разлеталась по всей округе. Расширяя производство, Аким Мальцов в соседних сёлах построил ещё несколько стекольных заводов, и три завода – в Орловской губернии.
В 1785 году, когда Акима Мальцова не стало, дело его жизни перешло к сыновьям – Сергею и Ивану. С 1811 года всеми делами заводов стал управлять Сергей Акимович Мальцов (1771-1823). Он построил несколько заводов и в Рязанской губернии. Готовая продукция доставлялась по гужевым дорогам во Владимир, Касимов и Рязань, а оттуда речным путём в Москву, Нижний Новгород, Муром и в другие города.
С 1830 года хозяином Мальцовской стеклянной империи становится сын С. А. Мальцова – Иван Сергеевич Мальцов (1807-1880). Он был известным дипломатом, побывал во многих странах Европы и Азии. Во время заграничных поездок И.С. Мальцов интересовался достижениями стекольной промышленности в других странах, привозил образцы изделий иноземных мастеров.
Иван Сергеевич провёл реконструкцию на своих заводах. При нём гусевской хрусталь стал участвовать на всех художественно-промышленных выставках.
И.С. Мальцов построил в посёлке Гусь-Мальцовский кирпичные дома для проживания рабочих, больницу, открыл церковно-приходское училище для детей.
Так как у Ивана Сергеевича не было собственных детей, своё состояние он завещал племяннику, сыну сестры, Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову (1834-1913). Юрий Степанович был не только выдающимся предпринимателем, но и человеком, беззаветно любящим искусство, благотворителем и меценатом.
Ю.С. Нечаев-Мальцов принимал самое деятельное участие в строительстве Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). В общей сложности он внёс в создание Музея около двух миллионов рублей, что составило две трети расходов.
Юрий Степанович усовершенствовал и механизировал производство на стекольных заводах. Гусевской хрусталь принимал участие в международных выставках и получил высокую оценку на выставках в Чикаго (1893 г.) и в Париже (1900 г.).
В Местечке Гусь-Хрустальный (так стал называться посёлок после строительства узкоколейной железной дороги Владимир — Рязань) Ю.С. Нечаев-Мальцов продолжил строительство, начатое его предшественником.
В 1896 г. – 1903 г. по заказу и на средства Нечаева-Мальцова в Гусь-Хрустальном был возведён величественный Георгиевский собор. Архитектором собора стал Л.Н. Бенуа, а художником внутреннего интерьера — В.М. Васнецов.
После ухода из жизни Юрия Степановича Нечаева-Мальцова в 1913 году владение всеми стекольными фабриками перешло к его дальнему родственнику — Павлу Николаевичу Игнатьеву (1870-1946). А после Октябрьской революции, произошедшей в 1917 году, заводы были национализированы.
Гимн стеклу
Вскоре после революции прекратились службы и в Георгиевском соборе, а в его стенах разместился Дворец труда с кинотеатром, библиотекой и швейной учебной мастерской.
В 1973 году в Гусь-Хрустальном для этих заведений выстроили новые здания, и они выехали из Георгиевского собора. Собор был передан Владимиро-Суздальскому заповеднику, который начал проводить в нём масштабные реставрационные работы.
После восстановления здания Георгиевского собора Музей-заповедник приступил к реставрации холста В.М. Васнецова «Страшный суд». Это полотно огромного размера (700×680) украшало западную стену собора. Реставрация полотна началась в августе 1981, и закончилась в мае 1983 года. День возвращения картины «Страшный суд» на своё законное место считается днём открытия Музея хрусталя, разместившегося в Георгиевском соборе.
Основу музейного собрания составила коллекция Мальцовых. Она хранилась в деревянных ящиках, в которые складывали изделия хрустального завода. Эти ящики находились в двух комнатах заводоуправления и счастливо пережили трудные революционные и другие годы.
Когда мальцовскую коллекцию привезли в музей и стали распаковывать, то без конца раздавались восторженные возгласы членов комиссии – это были прекрасные уникальные образцы.
Расположенные на огромном подиуме с подсветкой в центральной части зала, экспонаты отражают историю развития стекольного дела в России.
В пространство апсиды органично вписалась шестиметровая композиция «Гимн стеклу», созданная прославленными мастерами В.С. Муратовым и В.И. Касаткиным. Ажурное кованое дерево, на котором распустились 330 хрустальных цветов, с порхающими между ними разноцветными птицами и серебряными колоколами, устремляется ввысь. А над «Гимном» находится огромное мозаичное панно «О Тебе радуется, Благодатная!», созданное по эскизам В.М. Васнецова.
Есть в музее экспонат, с которым связана старинная легенда. Жил в Гусь-Хрустальном мастер Разумей Васильев. И был он большим умельцем в стеклянном деле. Рассказывали, что мог он сделать петушка, посадить его в графин и непонятно было, как он туда попал. Была у Разумея дочка. Заболела она в лютые морозы, металась в жару и вспоминала лето, цветочки на лугу. В одну ночь сделал Разумей Васильев стеклянный букет. Принёс его домой, поставил перед больной дочерью, засверкали огненными искорками лепестки и листья цветов. И дочка поправилась.
Чудесный букет попал через некоторое время в коллекцию И.С. Мальцова. Так сохранился он до наших дней.
Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова
В постосоветский период для Гусевского хрустального завода наступили нелёгкие времена. Он был объявлен банкротом и закрыт в 2012 году. Но, к счастью, руководство города и общественность понимали, что Гусь-Хрустальный не сможет оправдать своё имя, если в нём не будет производиться знаменитый гусевской хрусталь. Так, в 2013 году завод вновь заработал под названием «Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова». В одном из корпусов прежнего завода установили новое оборудование и начали изготавливать авторские хрустальные изделия ручной работы.
Мастера завода бережно сохраняют традиционные приёмы стеклоделия, сочетая их с новыми возможностями. Гусевской хрусталь по традиции содержит в себе 24 % оксида свинца, что придаёт ему особую прозрачность, сияние и плотность. Только Гусевской хрустальный завод, единственный в России, владеет техникой «нацвета», когда горячим формованием сливаются несколько цветов. Завод может изготавливать изделия более двадцати оттенков, а цвет хрусталю придают добавки окислов редкоземельных металлов. Так, например, для синего цвета добавляют кобальт, для красного – селен, а розовый цвет даёт эрбий.
Создание хрусталя – это командная работа. Художники не ограничиваются только зарисовкой эскиза. Свою работу они продумывают с самого начального этапа от набора стекла до последнего алмазного штриха и согласовывают её со всеми мастерами – исполнителями (выдувальщиками, шлифовщиками, формовщиками).
Авторские работы художников Гусевского хрустального завода имени Акима Мальцова выставляются на всероссийских и областных выставках, а также пополняют коллекции Владимиро-Суздальского заповедника и других музеев.
Гусевской хрусталь по-прежнему остаётся с нами, и волшебные искорки его граней привносят в окружающий мир праздник и красоту.
Читайте также: Жостовский поднос: из прошлого в будущее
Добавить комментарий