Дулёвский фарфор: от агашек к знаменитой агашечной росписи

размещено в: Народные традиции | 1

История промысла

Дулёвский фарфор занимает важное место среди народных промыслов России. Корни его уходят в старинную Гжель, сам же Дулёвский фарфор родился почти двести лет назад. В 1832 году гжельский  предприниматель и старовер Терентий Яковлевич Кузнецов основал в Дулёвской пустоши близ села Ликино во Владимирской губернии заводик по производству фарфоровой посуды. Место для завода было выбрано очень удачно. Пустошь Дулёво находилась в окружении густых лесов и болот, где можно было добывать топливо для печей. Также вблизи местечка проходили дороги в Гжель и Москву, что давало возможность удобно сбывать продукцию.

Через двадцать лет Терентий Яковлевич купил фарфоровый завод в соседней деревне Коротково у купца А.Т. Сафронова. Завод в Коротково был основан в 1814 году и славился искусно расписанной посудой в европейском стиле. А мастера, работавшие на этом заводе, владели секретом изготовления ярких красок по керамике.

Так, с одной стороны, традиции народной гжельской росписи и  стилизация под западноевропейский фарфор, с другой стороны, обусловили два различных направления в развитии Кузнецовского фарфора.

kuznecovskij-farfor
Кузнецовский фарфор

Живописцы из Гжели привнесли в роспись посуды приёмы кобальта, а также яркие цветы, розаны. Дулёвские мастерицы-крестьянки позже их усовершенствовали, сделали более прозрачными и лёгкими. Нередко мастерицы рисовали на посуде просто пальцем, при этом краска на поверхности ложилась неоднородными мягкими мазками. Знаменитая дулёвская роспись крупными пастозными мазками получила название «агашечной» (от имени Агафья). 

Для простого люда на Дулёвском заводе выпускалась грубоватая, но удобная посуда, расписанная народными мотивами. А для купечества и дворянства создавался дорогой фарфор, оформленный в стиле эклектики.

kuznecovskij-farfor
Кузнецовский фарфор

Дела на кузнецовской фабрике шли в гору. В 1843 году сын Терентия Яковлевича – Сидор Терентьевич Кузнецов открыл фарфоровый завод в Риге. В то время в столице Лифляндии сложилась большая староверческая община, что благоприятствовало созданию ещё одного производства династии Кузнецовых.

s-t-kuznecov
Сидор Терентьевич Кузнецов (1806 — 1864)

Матвей Сидорович Кузнецов – предприниматель и благотворитель

Дело Сидора Терентьевича Кузнецова унаследовал его сын – Матвей Сидорович. Матвей был единственным сыном в большой староверческой семье Сидора и Татьяны Кузнецовых  (родился он в 1846 году). Отец с ранних лет готовил мальчика к будущей деятельности предпринимателя, воспитывая в нём такие качества характера, как целеустремлённость, ответственность, внимательность, аккуратность. В 15 лет Матвей был отправлен в Ригу, где познакомился с производственным процессом на фабрике отца. Здесь же, в Риге он прошёл обучение в коммерческом училище. После кончины отца Матвей Сидорович становится владельцем нескольких фарфоровых заводов.

m-t-kuznecov
Матвей Сидорович Кузнецов (1864 — 1911). Тарелка

Надо сказать, что дело отца Матвей Кузнецов расширил и преумножил.  В 1889 году было учреждено «Товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в Москве», которое включало в себя восемь заводов. Среди них особенно выделялся завод в Дулёво. В производстве фарфоровой и фаянсовой продукции на заводе применялись импортные сырьё и красители, качественное топливо. Также использовались полуавтоматы для формовки изделий, стал применяться метод декалькомании (переводные рисунки). Применение передовых технологий на кузнецовских заводах, высокая квалификация работников позволяли выпускать качественный и красивый фарфор.  Благодаря чему Кузнецовский фарфор завоевал рынки сбыта, как в России, так в Европе и в Средней Азии. В 1902 году М.С. Кузнецову было присвоено почетное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

kuznecovskij-farfor

М.С. Кузнецов согласно традиции, сложившейся в среде предпринимателей-старообрядцев, занимался и благотворительностью. В основу предпринимательской деятельности старообрядцы положили завет Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет, и где воры крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…». Действительной целью купцов и предпринимателей-старообрядцев являлось исполнение долга, помощь старообрядческой общине, создание рабочих мест, выпуск необходимой людям продукции. А прибыль, полученную от продажи изделий, они направляли, главным образом, на расширение производства и благотворительность.

kuznecovskij-farfor
Кузнецовский фарфор

При всех заводах, которыми владел М.С. Кузнецов, он строил школы, больницы, приюты, церкви. Рабочие обеспечивались бесплатным хорошо оборудованным жильём, а желающие могли строить собственные дома на хозяйской земле.

Матвей Сидорович стремился облегчить вредный и тяжёлый труд рабочих. Заводские корпуса располагались среди леса либо  находились в окружении садов. При необходимости рабочие проходили лечение в санатории, могли получить финансовую поддержку в заводской кассе взаимного вспоможения. В местности, где находились заводы, запрещалась продажа алкоголя.

В отчете по расходам на благотворительность «Товарищества М.С. Кузнецова» за 1912-1913 гг. указано: «Потрачено на содержание школ на фабриках в Дулёве, Тверской, Рижской, в Вербилках, Рыбинской и Будянской – 32 591 руб., в т.ч. на школу в Дулёве – 9355 руб.; на содержание больниц на фабриках Дулёвской, Тверской, Рижской, в Вербилках, Рыбинской, Песоченской и Будянской – 83 518 руб., в т.ч. на Дулёвскую больницу – 15 553руб.».

М.С. Кузнецов заботился также о культурном просвещении работников. В 1911 году в Дулёво была открыта библиотека. При заводе работали театральный коллектив, хор и оркестр. Спектакли и концерты устраивались прямо в заводских цехах.

kuznecovskij-farfor
Кузнецовский фарфор

М.С. Кузнецов являлся членом многих благотворительных обществ и комитетов того времени. Его заботило и сохранение культурного исторического наследия. Так в помещении Правления «Товарищества М.С. Кузнецова» проходили заседания Комиссии «по охранению древностей и редкостей общины и книгохранилища». В заседаниях принимали участие сыновья Матвея Сидоровича – Георгий Матвеевич и Сергей Матвеевич Кузнецовы.

После смерти Матвея Сидоровича Кузнецова в 1911 году его сыновья продолжили направления благотворительной деятельности, намеченные отцом.

Народные традиции Дулёвского фарфора

Во времена Кузнецовых закладывались традиции фарфора, народные и русские по своему характеру. Когда после революции 1917 года производство Кузнецовых национализировали, на Дулёвском заводе стали выпускать посуду с рисунками агитационного плакатного содержания. Но такой Дулёвский фарфор не прижился, он плохо продавался. К 1930-м годам фарфоровая промышленность в стране пришла в упадок, художественное качество посуды было очень низким. В 1931 году для возрождения производства на завод в Дулёво был направлен Пётр Васильевич Леонов. Назначенный главным художником завода, Леонов организовал художественную лабораторию. Художники и скульпторы в творческой атмосфере лаборатории принялись создавать формы и рисунки, основываясь на народных традициях дулёвского фарфора. Так появилась «ситцевая посуда», раскрашенная мелкими яркими цветочками, напоминающими цветочную поляну. Вспомнили художники и дулёвские «агашки» и решили дать им вторую жизнь в  новых живописных решениях.

leonov
Пётр Леонов. Блюдце из сервиза «Аленький цветочек». 1937. Дулёво

Петр Леонов был уверен, что народность искусства заключается не в копировании декоративных  мотивов с лубка  или прялки, а в образах, близких и понятных народу.

dulyovskij-farfor
Владимир Яснецов (роспись). Алексей Гузанов (форма «Лира»).
Сервиз «Tet-a-tet». 1980. Дулёво

Образность дулёвского фарфора проявилась как в формах изделий, так и в рисунках художников. Готовясь к парижской выставке в 1937 году, П.В. Леонов задумал создать сервиз, исходя из образа русской женщины. На синем кобальтовом фоне в золотом медальоне Леонов поместил букет цветов. Сервиз, прославляющий русскую женщину, получил название «Красавица».

leonov
Пётр Леонов. Миска из сервиза «Красавица». 1949. Дулёво

Талантливый скульптор и художник из Грузии Отари Мухигули, работавший на Дулёвском заводе с 1964 г. по 1985 г., является автором многих форм чайных и столовых сервизов.   Его прекрасная форма «Белый лебедь» выпускается на заводе до сих пор. Удобную для производства, пластичную, обогащённую лёгкими рельефами, форму «Белый лебедь» охотно расписывали многие художники.

Художник Константин Кукушкин на основе формы «Белый лебедь» создал композицию «Элегия» с дымчатой розой на чистой белой поверхности посуды.

dulyovskij-farfor
Кукушкин Константин (роспись). Отари Мухигули (форма «Белый лебедь», 1968). Чайник из сервиза «Элегия». 1970-е. Дулёво

В лаконичном рисунке «Московский» Пётр Леонов  ограничился золотыми линиями отводок, подчеркнув белизну и торжественность тонкого фарфора.

leonov
Пётр Леонов (роспись). Отари Мухигули (форма «Белый лебедь», 1968). Чайник из сервиза «Московский». 1971. Дулёво

Нарядный подарочный сервиз «Морозко» художник Георгий Захаров украсил перламутровым кружевным рисунком, напоминающим морозные узоры на окнах.

dulyovskij-farfor
Георгий Захаров (роспись). Отари Мухигули (форма «Белый лебедь», 1968). Сервиз «Морозко». 1970-е. Дулёво

В праздничном сервизе «Золотой олень» Пётр Леонов поёт гимн радости жизни, счастью, устремлённому движению вперёд.

leonov
Пётр Леонов. Чайник доливной «Золотой олень». 1962. Дулёво

В сервизе «Утро» Владимир Яснецов нежными розовыми красками облаков и золотистым абрисом деревьев передаёт атмосферу утреннего  пробуждения природы.

dulyovskij-farfor
Владимир Яснецов (роспись). Анатолий Строчилин (форма «Соломка», 1961). Сервиз «Утро». 1962. Дулёво

Каждый из художников и скульпторов, трудившихся на заводе, старался внести свою лепту в творческий процесс создания красивой и качественной посуды.

А скульпторы, работавшие в жанре малых форм, в фарфоровых скульптурах рассказывали о жизни, формируя эстетический вкус зрителей. Удивительно, как художникам удавалось в фарфоре передавать чувства и  собственное отношение к изображаемым явлениям.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе скульптурное изображение  «Сокол» Алексея Сотникова получило Гран-при.  Жюри конкурса  и зрители по достоинству оценили это произведение за его художественные качества: пластику формы, величественность, выразительность идеи.

dulyovskij-farfor
Алексей Сотников. Скульптура «Сокол». 1957. Дулёво. Высота 54,7 см

Позднее графическое изображение «Сокола» стало торговой маркой Дулёвского фарфорового завода.

Дулёвский фарфор в постсоветский период

В 1990-е годы многие предприятия в стране оказались разрушенными. Пострадали и заводы, выпускающие фарфоровую продукцию. Но Дулёвскому заводу удалось выстоять. Тогдашнее руководство завода своей самоотверженной позицией и правильной экономической политикой не позволило разорить и расхитить Дулёвское производство.

С 2012 года Производственный Кооператив «Дулёвский фарфор» является частным предприятием. Новые собственники возглавили масштабную реконструкцию и модернизацию производства. На заводе установили импортное оборудование для формовки и литья изделий, новые печи периодического и непрерывного действия. В 2018 году в Германии закупили новую глазуровочную машину. Дулёвский завод работает и выпускает, как и прежде, серийную посуду для массового потребления, авторские изделия, скульптуру.

pamyatnik-m-t-kuznecovu

В 2020 году на площади перед зданием Дулёвского фарфорового завода состоялось торжественное открытие памятника Матвею Сидоровичу Кузнецову. Бронзовое изваяние, установленное на гранитном пьедестале, выполнено скульптором Сергеем Бондаренко. Опираясь одной рукой на ампирный столик с установленным на нём кофейником, в другой приподнятой вверх руке предприниматель держит чашку. Оригиналы этих изделий находятся в заводском музее. Установленный памятник М.С. Кузнецову есть дань признательности выдающемуся деятелю, посвятившему свои силы и энергию становлению и развитию русского фарфора.

Дулёвский фарфор имеет крепкие корни, а потому можно быть уверенным, что впереди у него большая жизнь и взятие новых творческих высот.  

В статье использованы фотографии с сайта: https://dzen.ru/t/дулёво_вижу_красоту

Читайте также: Гжель – народный промысел России

Читайте также: Плетение на коклюшках: кружевная история России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.