Содержание
История промысла
Плетение на коклюшках пришло на русскую землю из Европы. В XVI веке ажурные кружева ещё не плели, они были привозными. Использовали их в качестве украшения одежды царских особ, бояр, церковных чинов. Кружево тогда называли металлическим. Оно было драгоценным в прямом смысле слова, так как плели его из шёлковых нитей, обмотанных тончайшими золотыми или серебряными проволочками — канителью. Такую кружевную кайму нашивали на рукава, полы, подолы платьев и кафтанов высоких особ.
Плести на коклюшках на Руси начали в XVII веке. При царском дворе в Мастеровой палате трудились кружевницы и плели дорогое кружево. Для украшения они вплетали в него драгоценные камни — жемчуга, изумруды. Образцами для мастериц служили заморские рисунки, но со временем при дворе появились и свои художники.
В XVIII веке плетение на коклюшках в России распространилось очень широко. Во многих дворянских и помещичьих усадьбах открывались кружевные мастерские, в которых работали крепостные крестьянки. Кружево плели из льняных, шёлковых, а позже и хлопчатобумажных нитей. В XVIII веке кружевоплетение стало обретать самобытный национальный характер. Плетеи заимствовали мотивы и образы из старинных русских сказок, узоров резьбы и вышивки. Они наполняли изделия славянской символикой — различными геометрическими фигурами, растениями, птицами и животными. Кружево населили павы с роскошными хвостами, крылатые львы и грифоны, двуглавые орлы, вещие птицы Сирины с женской головой… Кружевная символика плавно перешла в век XIX.
И только в первой половине XIX века появились настоящие кружевные мануфактуры. Одна из них, самая крупная, принадлежала помещице Протасовой в Мценском уезде Орловской губернии. На ней трудилось более тысячи мастериц, выплетая тончайшие покрывала, накидки и кружевные платья.
К XX веку кружевной промысел распространился практически во всех губерниях России. Плетением на коклюшках занимались в Тверской и в Рязанской, Орловской, Калужской, Костромской, Новгородской, Вологодской и Московской губерниях.
Школы кружевоплетения в России
В центрах плетения кружева складывались собственные техники, имевшие характерные особенности.
Так Вологодское кружево отличает узор «вилюшки» — плотно сплетённые полосы, плавные изгибы которых заполняют ажурные решётки. Вологодское кружево выполняется в технике сцепки, то есть изгибы «вилюшек» соединяют между собой и фоном с помощью тамбурного крючка. Вологодские кружевницы создали множество уникальных орнаментов — «гусиные лапки», «звездочки», «морозы», «ключики» и другие.
В Елецком кружеве встречаются оригинальные узоры «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «речёнка». В Ельце плели сложнейшее многопарное кружево, в котором использовалось несколько сотен коклюшек.
Балахнинскому кружеву (Нижегородская губерния) свойственны изображения цветов, листьев, плодов. Самый знаменитый рисунок — «балахонская роза». Изящное тонкое балахонское кружево плелось в сложной многопарной технике, число коклюшек могло доходить до трехсот пар.
Оригинальные Рязанское и Михайловское кружева сложились в Рязанской губернии. Здесь плели как растительные, так и геометрические узоры. Использовались образы из славянской мифологии — павы, двуглавые орлы, птица Сирин.
В городе Михайлов создалась оригинальная сцепная техника, которая стала называться «выкладывать вавилоны». Такими «вавилонами» обрисовывали деревья, кусты, фигуры птиц, львов, мифических животных.
В Калязине плели двадцать оригинальных узоров. Среди них самым ранним считается «старорусский калязинский», представляющий собой сетчатый орнамент. В узоре «сыпчатое» применялась цепочка из косых клеток с разными наполнениями из рисунков «паучки», «денежки», «пять дырочек».
В соседнем Торжке развивался тип сцепного кружева, мотивами которого были травы и цветы, а также мифологические образы матери-земли и солнца.
Характерным для Киришского кружева был мотив «медвежья лапа», который оканчивался пятью фестонами, напоминающими растопыренные пальцы. Узор строится из округлых мотивов, а его фоном служит сетка. Киришское кружево отличается лёгкостью, прозрачностью, тонкостью узора.
Инструменты и материалы
Что же требуется мастерицам, чтобы сплести тончайшее ажурное кружево? Прежде всего, это:
- Коклюшки — деревянные палочки, имеющие углубление для наматывания ниток и головку на конце;
- Валик — приспособление, на котором плетётся кружево. Сшитый из плотной ткани чехол туго набивается сеном, соломой, опилками или поролоном. В зависимости от площади плетения используются валики разного размера. У мастериц принято изготавливать валики самостоятельно;
- Для удобства большие валики кладут на деревянные подставки (козлики);
- На валике закрепляется сколок или технический рисунок с точками, куда втыкаются булавки. Сколок для прочности укрепляется на картоне или другом плотном материале;
- Булавки используются английские с шляпкой или шариком на конце. Отверстия для булавок вначале проделываются с помощью шила;
- Кружевнице в работе может понадобиться крючок для соединения узоров;
- Нити для плетения могут быть льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми и даже шерстяными разного цвета и разной толщины в зависимости от выплетаемого изделия.
Это интересно: в старину кружевницами называли мастериц, владеющих всеми тонкостями кружевоплетения, обучающих других и умеющих создавать рисунки или сколки изделий. Остальных тружениц именовали плетеями.
Плетение на коклюшках и современность
В начале XX века кружевоплетением в семнадцати губерниях России занималось уже сто тысяч мастериц. После Октябрьской революции в 1917 году советская власть поддержала кружевной промысел. Создавались артели, открывались профессиональные школы. Первые школы по кружевоплетению открылись в Вологде, Ельце, Советске (бывшей Кукарке). Кружевниц стало выпускать Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина.
В 1960-х годах промысловая кооперация была закрыта. На месте артелей создавались фабрики и комбинаты. Так в Вологде появилась знаменитая «Снежинка», в Ельце — «Елецкие кружева», в Кирове начала работу Фабрика кружевных изделий имени 8 марта. Несмотря на то, что там было введено машинное производство, сохранялся и ручной труд.
В 1990-х годах многие предприятия по производству кружева реорганизовались и смогли сохраниться. Остались люди, любящие своё дело, они и продолжили традиционное ремесло плетения на коклюшках.
Сегодня в центрах кружевоплетения открываются музеи, организуются обучающие курсы по плетению на коклюшках, проводятся занятия с детьми. На конкурсах кружевницы демонстрируют своё мастерство, проводят выставки.
Таким образом, плетение на коклюшках живёт в России, кружевницы плетут легкую вязь искусного кружева, соединяя прошлое с настоящим и будущим.
Смотрите видео: https://www.youtube.com/watch?v=TiyYSgX3d4w
Читайте также: Гжель — народный промысел России
Добавить комментарий