Содержание
Ручная работа в жизни славян
Ручная работа … Несомненно всё, чем занимались наши далёкие предки, от земледелия до создания одежды, делалось вручную.
Известно, что у славян, как и у других народов мира, на заре их развития было распространено мифологическое мировоззрение. Женщине в Древней Руси в дохристианский период отводилась особая роль посредничества между мирами, предстательницы перед высшими силами, берегини семьи и рода.
Женщины изготавливали кукол, оберегающих дом от различных бед, призывающих семейное благополучие и достаток. Женские руки украшали одежду орнаментами, главным из которых был крестовидный узор.
Известный искусствовед и культуролог Валерий Байдин отмечает:
«В тогдашнем понимании красота представляла собой начало не только эстетическое, но и оберегающее, воскрешающее жизнь. Крес, краса, кресéние, воскресение – слова одного корня и, главное, одного смысла».
В Древней Руси косым крестом и его разновидностями покрывали посуду, прялки, детские колыбели, корзины, посохи, края рушников. Крест входил составной частью в домовую резьбу.
Вышитый червлёной нитью по выбеленному полотну священный орнамент «ограждал» все отверстия одежды – ворот, запястья, полы, края рубах.
Другим оберегом были все опоясывающие элементы в сочетании с различными подвесками – пояса, перевязи, венцы, налобные повязки, перстни, ожерелья.
Вышитые любящими руками жён и матерей рубахи и пояса надевали перед битвой славянские воины, верящие в силу оберега. Матери готовили дочерям приданое, украшая его узорами, оберегающими, дающими счастье семейной жизни и материнства.
Найденные во время археологических раскопок остатки одежды и женские украшения свидетельствуют о художественной утончённости древнерусской женщины.
Ремёсла и народные промыслы на Руси
К VIII – IX векам в Древней Руси из общей среды трудового люда стали выделяться мастера-ремесленники. Многие из них – кузнецы, гончары, сапожники, ткачи, камнерезы – селились под крепостными стенами городов, в посадах.
В те времена особенно был востребован труд кузнецов. Они ковали на заказ оружие (мечи, топоры, копья и стрелы), изготавливали орудия труда для земледельцев. Часть кузнецов создавали украшения из золота и серебра, бронзы и меди. Так постепенно образовалась отрасль златокузнечного дела. Произведения мастеров-ювелиров отличались большим искусством и изяществом. Они использовали в работе такие техники, как зернь, скань, чернь, чеканка, перегородчатая эмаль и другие. Например, в 1906 г. на территории Твери был обнаружен клад ювелирных изделий, принадлежащих к XI-XII векам. Среди украшений находился серебряный колт, выполненный в виде шестиконечной звезды. (Колт – подвеска к женскому головному убору). Лучи колта полностью покрывались мельчайшими (менее 0,5 мм в диаметре) шариками – зернью, а каждый из пяти тысяч шариков был насажен на колечко из проволоки толщиной 0,2 мм.
В раннее Средневековье на Руси ремёсла бурно развивались, строились города, возводились храмы. И не случайно, в скандинавских источниках Русь называли Гардарикой – страной городов.
Однако татаро-монгольское нашествие в середине XIII века почти на столетие оборвало развитие русских ремёсел. А некоторые из них полностью исчезли, например, изготовление стеклянной посуды, многоцветной керамики, перегородчатой эмали. И лишь после освобождения от ига татаро-монгол и укрепления русской государственности ремёсла стали возрождаться.
Наряду с профессиональной деятельностью ремесленников появлялись и народные промыслы.
В Толковом словаре С.И. Ожегова одно из значений слова «промысел» это «мелкое ремесленное производство обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном».
В XVI веке на берегу реки Вятки, в Дымковской слободе, мастерицы лепили из глины свистульки, шары, фигурки людей и животных. Игрушки белили и расписывали символическими узорами. На груди животных изображали круг – «Солнце». Барыни символизировали богиню Земли и плодородия – Макошь. Свистульки имели культовое обереговое значение. Накануне народного праздника Свистуньи – Свистопляски игрушки из слободы привозили на городскую ярмарку. Так зародился один из старинных промыслов России – Дымковская игрушка.
Примерно к XVI веку относится появление и другого народного промысла – Гжели – получившего своё название по имени местности. Жители деревеньки Гжель и других окрестных сёл с давних пор изготавливали простую глиняную посуду из местной белой глины. К XVII веку это была уже поливная и муравлёная керамика. Посуду и игрушки расписывали почти в каждой избе. С тех пор Гжель пережила непростую историю, были в ней и падения, и взлёты. Сегодня знаменитый гжельский фарфор, выполненный в сине-голубой гамме, узнаваем во всём мире.
Жостово и Хохлома, Палехская и Федоскинская миниатюры, Городецкая роспись и Шемогодская береста … Эти и другие художественные народные промыслы сохранились до наших дней, а их изделия стали настоящими произведениями искусства. У каждого из промыслов непростая судьба. Были времена, когда некоторые из них находились на грани уничтожения. Сложно живётся промыслам и в современных рыночных условиях. Вместе с тем русские народные промыслы несут в себе душу России, её историю, самобытную культуру и красоту. А потому необходимо их сохранить!
Ручная работа сегодня
И в наши дни есть мастера, создающие изделия ручной работы. Для одних это увлечение (хобби), для других – возможность также продавать и получать вознаграждение за свой труд. Как знать, быть может и каким-то нынешним направлениям суждено стать в будущем традиционными промыслами?
Появление современных материалов, таких как полимерная глина, эпоксидная смола, фоамиран, изолон и другие, открывают новые возможности для творчества. Поэтому наряду с традиционным рукоделием – вязанием, вышивкой, ткачеством, шитьём – появились, в частности, следующие направления:
- скульптурная флористика;
- авторская кукла;
- валяние из шерсти;
- мыловарение;
- скрапбукинг
и другие.
А пространство Интернета позволяет мастерам продавать авторские работы не только в России, но и за рубежом.
Итак, нужна ли ручная работа современному человеку в XXI веке?
Ответим утвердительно – нужна. Через любые виды рукоделия человек совершенствуется, развивает в себе такие качества, как чувство меры и красоты, направляет свою внутреннюю энергию на творчество и созидание. Занимаясь ручной работой, мастер уподобляется Высшему Творцу, он вносит красоту в свою жизнь и окружающий его мир. И ни одна машина или робот не могут в этом заменить человека.
Добавить комментарий