Ручная работа

Ручная работа — нужна ли она современному человеку?

Ручная работа в жизни славян

Ручная работа … Несомненно всё, чем занимались наши далёкие предки, от земледелия до создания одежды, делалось вручную.

Известно, что у славян, как и у других народов мира, на заре их развития было распространено мифологическое мировоззрение. Женщине в Древней Руси в дохристианский период отводилась особая роль посредничества между мирами, предстательницы перед высшими силами, берегини семьи  и рода.

Женщины изготавливали кукол, оберегающих дом от различных бед, призывающих семейное благополучие и достаток. Женские руки украшали одежду орнаментами, главным из которых был крестовидный узор.

Известный искусствовед и культуролог Валерий Байдин отмечает:

«В тогдашнем понимании красота представляла собой начало не только эстетическое, но и оберегающее, воскрешающее жизнь. Крес, краса, кресéние, воскресение – слова одного корня и, главное, одного смысла».

В Древней Руси косым крестом и его разновидностями покрывали посуду, прялки, детские колыбели, корзины, посохи, края рушников. Крест входил составной частью в домовую резьбу.

Вышитый червлёной нитью по выбеленному полотну священный орнамент «ограждал» все отверстия одежды – ворот, запястья, полы, края рубах.

Другим оберегом были все опоясывающие элементы в сочетании с различными подвесками – пояса, перевязи, венцы, налобные повязки, перстни, ожерелья.

Михаил Щрилёв. «Встреча у колодца»

Вышитые любящими руками жён и матерей рубахи и пояса надевали перед битвой славянские воины, верящие в силу оберега. Матери готовили дочерям приданое, украшая его узорами, оберегающими, дающими счастье семейной жизни и материнства.

Найденные во время археологических раскопок остатки одежды и женские украшения свидетельствуют  о художественной утончённости древнерусской женщины.

Ремёсла и народные промыслы на Руси

К VIII – IX векам в Древней Руси из общей среды трудового люда стали выделяться мастера-ремесленники. Многие из них – кузнецы, гончары, сапожники, ткачи, камнерезы – селились под крепостными стенами городов, в посадах.

В те времена особенно был востребован труд кузнецов. Они ковали на заказ оружие (мечи, топоры, копья и стрелы), изготавливали орудия труда для земледельцев. Часть кузнецов создавали украшения из золота и серебра, бронзы и меди. Так постепенно образовалась отрасль златокузнечного дела. Произведения мастеров-ювелиров отличались большим искусством и изяществом. Они использовали в работе такие техники, как зернь, скань, чернь, чеканка, перегородчатая эмаль и другие. Например, в 1906 г. на территории Твери был обнаружен клад ювелирных изделий, принадлежащих к XI-XII векам. Среди украшений находился серебряный колт, выполненный в виде шестиконечной звезды. (Колт – подвеска к женскому головному убору). Лучи колта полностью покрывались мельчайшими (менее 0,5 мм в диаметре) шариками – зернью, а  каждый из пяти тысяч шариков был насажен на колечко из проволоки толщиной 0,2 мм.

Колт, подвеска. XII-XIII вв. Из коллекции Оружейной палаты Московского Кремля

В раннее Средневековье на Руси ремёсла бурно развивались, строились города, возводились храмы. И не случайно, в скандинавских источниках Русь называли Гардарикой – страной городов.

Николай Рерих. «Город строят». 1902 г.

Однако татаро-монгольское нашествие в середине XIII века почти на столетие оборвало развитие русских ремёсел. А некоторые из них полностью исчезли, например, изготовление стеклянной посуды, многоцветной керамики, перегородчатой эмали. И лишь после освобождения от ига татаро-монгол и укрепления русской государственности ремёсла стали возрождаться.

Наряду с профессиональной деятельностью ремесленников появлялись и народные промыслы.

В Толковом словаре С.И. Ожегова одно из значений слова «промысел» это «мелкое ремесленное производство обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном».

В XVI веке на берегу реки Вятки, в Дымковской слободе, мастерицы лепили из глины свистульки, шары, фигурки людей и животных. Игрушки белили и расписывали символическими узорами. На груди животных изображали круг – «Солнце». Барыни символизировали богиню Земли и плодородия – Макошь. Свистульки имели культовое обереговое значение. Накануне народного праздника Свистуньи – Свистопляски игрушки из слободы привозили на городскую ярмарку. Так зародился один из старинных промыслов России – Дымковская игрушка.

Примерно к XVI веку относится появление и другого народного промысла – Гжели – получившего своё название по имени местности. Жители деревеньки Гжель и других окрестных сёл с давних пор изготавливали простую глиняную посуду из местной белой глины. К XVII веку это была уже поливная и муравлёная керамика. Посуду и игрушки расписывали почти в каждой избе. С тех пор Гжель пережила непростую историю, были в ней и падения, и взлёты. Сегодня знаменитый гжельский фарфор, выполненный в сине-голубой гамме, узнаваем во всём мире.

Гжель. Набор для специй

Жостово и Хохлома, Палехская и Федоскинская миниатюры, Городецкая роспись и Шемогодская береста … Эти и другие художественные народные промыслы сохранились до наших дней, а их изделия стали настоящими произведениями искусства. У каждого из промыслов непростая судьба. Были времена, когда некоторые из них находились на грани уничтожения. Сложно живётся промыслам и в современных рыночных условиях. Вместе с тем русские народные промыслы несут в себе душу России, её историю, самобытную культуру и красоту. А потому необходимо их сохранить!

Шкатулка Федоскино. Лаковая миниатюра из папье-маше «Русский север»

Ручная работа сегодня

И в наши дни есть мастера, создающие изделия ручной работы. Для одних это увлечение (хобби), для других – возможность также продавать и получать вознаграждение за свой труд. Как знать, быть может и каким-то нынешним направлениям суждено стать в будущем традиционными промыслами?

Ободок из холодного фарфора «Калина»

Появление современных материалов, таких как полимерная глина, эпоксидная смола, фоамиран, изолон и другие, открывают новые возможности для творчества. Поэтому наряду с традиционным рукоделием – вязанием, вышивкой, ткачеством, шитьём – появились, в частности,  следующие направления:

  • скульптурная флористика;
  • авторская кукла;
  • валяние из шерсти;
  • мыловарение;
  • скрапбукинг

и другие.

А пространство Интернета позволяет мастерам продавать авторские работы не только в России, но и за рубежом.

Керамическая красная роза ручной работы. Английский фарфор. Высокотемпературный обжиг  1240°C

Итак, нужна ли ручная работа современному человеку в XXI веке?

Ответим утвердительно – нужна. Через любые виды рукоделия человек совершенствуется, развивает в себе такие качества, как чувство меры и красоты, направляет свою внутреннюю энергию на творчество и созидание. Занимаясь ручной работой, мастер уподобляется Высшему Творцу, он вносит красоту в свою жизнь и окружающий его мир. И ни одна машина или робот не могут в этом заменить человека.

Natalya

Recent Posts

Плетение на коклюшках: кружевная история России

История промысла Плетение на коклюшках пришло на русскую землю из Европы. В XVI веке  ажурные…

5 месяцев ago

Городецкая роспись: волшебный мир радости и гармонии

Городецкая роспись по дереву принадлежит к знаменитым народным художественным промыслам России. Родиной промысла является город…

11 месяцев ago

Пирожки с картошкой и грибами

Пирожки с картошкой и грибами мы будем печь в духовке. Ингредиенты для теста: Мука пшеничная  5…

1 год ago

Мармелад из замороженной вишни

Мармелад из замороженной вишни мы будем готовить с агар-агаром. Но вначале приготовим вишнёвый морс. Ингредиенты…

1 год ago

Печенье сахарное воздушное

Печенье сахарное воздушное легко и быстро приготовить в домашних условиях. Предлагаю вашему вниманию два рецепта…

1 год ago

Салаты со свёклой – три пошаговых рецепта

Салаты со свёклой – вкусные и полезные блюда. Как известно, свёкла содержит в себе витамины,…

1 год ago