Содержание
Ручная работа … Несомненно всё, чем занимались наши далёкие предки, от земледелия до создания одежды, делалось вручную.
Известно, что у славян, как и у других народов мира, на заре их развития было распространено мифологическое мировоззрение. Женщине в Древней Руси в дохристианский период отводилась особая роль посредничества между мирами, предстательницы перед высшими силами, берегини семьи и рода.
Женщины изготавливали кукол, оберегающих дом от различных бед, призывающих семейное благополучие и достаток. Женские руки украшали одежду орнаментами, главным из которых был крестовидный узор.
Известный искусствовед и культуролог Валерий Байдин отмечает:
«В тогдашнем понимании красота представляла собой начало не только эстетическое, но и оберегающее, воскрешающее жизнь. Крес, краса, кресéние, воскресение – слова одного корня и, главное, одного смысла».
В Древней Руси косым крестом и его разновидностями покрывали посуду, прялки, детские колыбели, корзины, посохи, края рушников. Крест входил составной частью в домовую резьбу.
Вышитый червлёной нитью по выбеленному полотну священный орнамент «ограждал» все отверстия одежды – ворот, запястья, полы, края рубах.
Другим оберегом были все опоясывающие элементы в сочетании с различными подвесками – пояса, перевязи, венцы, налобные повязки, перстни, ожерелья.
Вышитые любящими руками жён и матерей рубахи и пояса надевали перед битвой славянские воины, верящие в силу оберега. Матери готовили дочерям приданое, украшая его узорами, оберегающими, дающими счастье семейной жизни и материнства.
Найденные во время археологических раскопок остатки одежды и женские украшения свидетельствуют о художественной утончённости древнерусской женщины.
К VIII – IX векам в Древней Руси из общей среды трудового люда стали выделяться мастера-ремесленники. Многие из них – кузнецы, гончары, сапожники, ткачи, камнерезы – селились под крепостными стенами городов, в посадах.
В те времена особенно был востребован труд кузнецов. Они ковали на заказ оружие (мечи, топоры, копья и стрелы), изготавливали орудия труда для земледельцев. Часть кузнецов создавали украшения из золота и серебра, бронзы и меди. Так постепенно образовалась отрасль златокузнечного дела. Произведения мастеров-ювелиров отличались большим искусством и изяществом. Они использовали в работе такие техники, как зернь, скань, чернь, чеканка, перегородчатая эмаль и другие. Например, в 1906 г. на территории Твери был обнаружен клад ювелирных изделий, принадлежащих к XI-XII векам. Среди украшений находился серебряный колт, выполненный в виде шестиконечной звезды. (Колт – подвеска к женскому головному убору). Лучи колта полностью покрывались мельчайшими (менее 0,5 мм в диаметре) шариками – зернью, а каждый из пяти тысяч шариков был насажен на колечко из проволоки толщиной 0,2 мм.
В раннее Средневековье на Руси ремёсла бурно развивались, строились города, возводились храмы. И не случайно, в скандинавских источниках Русь называли Гардарикой – страной городов.
Однако татаро-монгольское нашествие в середине XIII века почти на столетие оборвало развитие русских ремёсел. А некоторые из них полностью исчезли, например, изготовление стеклянной посуды, многоцветной керамики, перегородчатой эмали. И лишь после освобождения от ига татаро-монгол и укрепления русской государственности ремёсла стали возрождаться.
Наряду с профессиональной деятельностью ремесленников появлялись и народные промыслы.
В Толковом словаре С.И. Ожегова одно из значений слова «промысел» это «мелкое ремесленное производство обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном».
В XVI веке на берегу реки Вятки, в Дымковской слободе, мастерицы лепили из глины свистульки, шары, фигурки людей и животных. Игрушки белили и расписывали символическими узорами. На груди животных изображали круг – «Солнце». Барыни символизировали богиню Земли и плодородия – Макошь. Свистульки имели культовое обереговое значение. Накануне народного праздника Свистуньи – Свистопляски игрушки из слободы привозили на городскую ярмарку. Так зародился один из старинных промыслов России – Дымковская игрушка.
Примерно к XVI веку относится появление и другого народного промысла – Гжели – получившего своё название по имени местности. Жители деревеньки Гжель и других окрестных сёл с давних пор изготавливали простую глиняную посуду из местной белой глины. К XVII веку это была уже поливная и муравлёная керамика. Посуду и игрушки расписывали почти в каждой избе. С тех пор Гжель пережила непростую историю, были в ней и падения, и взлёты. Сегодня знаменитый гжельский фарфор, выполненный в сине-голубой гамме, узнаваем во всём мире.
Жостово и Хохлома, Палехская и Федоскинская миниатюры, Городецкая роспись и Шемогодская береста … Эти и другие художественные народные промыслы сохранились до наших дней, а их изделия стали настоящими произведениями искусства. У каждого из промыслов непростая судьба. Были времена, когда некоторые из них находились на грани уничтожения. Сложно живётся промыслам и в современных рыночных условиях. Вместе с тем русские народные промыслы несут в себе душу России, её историю, самобытную культуру и красоту. А потому необходимо их сохранить!
И в наши дни есть мастера, создающие изделия ручной работы. Для одних это увлечение (хобби), для других – возможность также продавать и получать вознаграждение за свой труд. Как знать, быть может и каким-то нынешним направлениям суждено стать в будущем традиционными промыслами?
Появление современных материалов, таких как полимерная глина, эпоксидная смола, фоамиран, изолон и другие, открывают новые возможности для творчества. Поэтому наряду с традиционным рукоделием – вязанием, вышивкой, ткачеством, шитьём – появились, в частности, следующие направления:
и другие.
А пространство Интернета позволяет мастерам продавать авторские работы не только в России, но и за рубежом.
Итак, нужна ли ручная работа современному человеку в XXI веке?
Ответим утвердительно – нужна. Через любые виды рукоделия человек совершенствуется, развивает в себе такие качества, как чувство меры и красоты, направляет свою внутреннюю энергию на творчество и созидание. Занимаясь ручной работой, мастер уподобляется Высшему Творцу, он вносит красоту в свою жизнь и окружающий его мир. И ни одна машина или робот не могут в этом заменить человека.
Предлагаю вниманию мастеров, создающих реалистичные цветы, ботанический разбор снежноягодника. Он проведен на примере нескольких веточек…
Сегодня мы проведем ботанический разбор колокольчика садового. Существует огромное множество видов колокольчиков. Рост нашего колокольчика…
Ботанический разбор цветов яблони мы проведем на примере небольших яблоневых веточек. Яблони цветут весной, украшая…
История промысла Плетение на коклюшках пришло на русскую землю из Европы. В XVI веке ажурные…
Городецкая роспись по дереву принадлежит к знаменитым народным художественным промыслам России. Родиной промысла является город…
Пирожки с картошкой и грибами мы будем печь в духовке. Ингредиенты для теста: Мука пшеничная 5…